?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Искусство хатама


Хатам - необыкновенная персидская инкрустация по дереву - возникла в Иране в незапамятные времена, но своего наивысшего развития достигла в эпоху Сефевидов (XVI – XVII вв.). Окна и двери, сундуки, шкатулки, доски для игры в нарды и шахматы, рамы для картин, подставки для Корана, письменные приборы украшались шестигранными узорами из маленьких равносторонних треугольников. Узоры также бывают пяти-, восьми- и десятигранными, но именно шестигранники остаются наиболее популярными. Некогда треугольники были достаточно большими, но мастера довели инкрустацию до совершенства – сегодня вы с трудом сможете разглядеть составляющие хатама.

Для инкрустации используется следующее:
• Дерево: апельсиновое, розовое, эбеновое, орех, ююба, эвкалипт и некоторые другие разновидности. Орех и эбеновое дерево позволяют получать черные треугольники. Коричневые делают из апельсинового дерева, хотя в более дорогих изделиях для этого используется ююба. Кроме того, из окрашенного апельсинового дерева иногда получают черные, желтые или красные треугольники.
• Кость: верблюжья, коровья, слоновая, а также раковины устриц. Из кости делают белые треугольники.
• Металлические нити (2 – 3 мм толщиной): медь, а также золото и серебро (в особенно дорогих изделиях). С их помощью получают желтые (золотые, серебряные и т.п.) треугольники.

Искусство создания изделий из хатама сравнимо с искусством плетения ковров – только в данном случае применяются несколько иные материалы и способы обработки. Давайте вместе проследим за этим интересным процессом:

Здесь вы видите уже собранные пучки материалов. Очень важно, чтобы каждая деревянная щепка, каждый кусочек кости или металлическая струна представляли собой трехгранник.  Мастерская покупает такие материалы у специальных поставщиков: столяры делают дерево трехгранным,  кость в других местах тщательно вываривают, очищают от жира и посторонних примесей и также придают трехгранную форму, а металлические «струны» протягивают через специальную машину. Ровные грани очень важны!

Хотя существует множество чертежей готового хатама, на деле ими пользуются разве что подмастерья. У настоящего мастера такой рисунок – в голове, он точно знает,  чего хочет добиться. А вариаций существует великое множество.

Здесь мастер аккуратно складывает трехгранные «палочки» вместе, в определенном порядке чередуя дерево, кость и металл.  Минимум 48 таких «палочек» идет на один «голь» («цветок»), напоминающий звезду.  Каждый «голь» собирают отдельно, затем тщательно скрепляют деревянным клеем.  Только после этого все эти «звезды» начинают складывать вместе, в итоге получая заготовку длиной до 30 см. Как легко догадаться, работа эта долгая, трудная и кропотливая.

А вот и заготовка, скрепленная деревянным клеем, и предварительно зажатая в прессе между двумя досками. Очень важно, чтобы в хатаме не оставалось никаких зазоров, и составляющие каждого «цветка» и сами «цветки» прочно прилегали друг к другу. В хорошей мастерской таких заготовок сотни – и на всех узоры разные.

Потом мастер выбирает нужный ему узор и… одну за другой срезает  тонкие  30-сантиметровые пластины с заготовки.


Вот так выглядят пластины хатама, уже готовые для нанесения на изделие. 

Разумеется, деревянную основу изделия (раму, шкатулку, пенал и т.п.), мастер делает заранее, все «хатамщики» - отличные столяры.   Далее он  прилаживает пластины хатама в соответствии с формой изделии. Для этого используется деревянный клей. В некоторых случаях пластины также нагревают, чтобы, например, они соответствовали форме сосуда, на которые их наносят.

Чем меньше треугольники, чем больше их количество, чем последовательнее повторяются узоры – тем тоньше инкрустация. Качество инкрустации также напрямую связано с качеством используемых материалов.

Разумеется, деревянная основа – не обязательное условие для хатама. Его можно наносить, например, и на медные сосуды.

Последним этапом является придание изделию характерного блеска и защита его от перепадов температур, мелких царапин и т.п. В Сефевидские времена для этого применяли сосновую смолу. В ХХ веке использовались различные лаки. Теперь же хатам обрабатывают полиэфирными смолами в специальных камерах - хорошее изделие должно жить долго!

Сегодня исфаханские художники (а центром производства хатама остается иранский город Исфахан) включают в работу серебряные украшения и традиционную роспись по эмали. Широко распространены инкрустированные шкатулки с миниатюрами на крышке.

Любуйтесь!













Comments

( 53 комментарии — Комментировать )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
mar_amirchanyan
Dec. 5th, 2010 04:02 pm (UTC)
какая красота!
pingback_bot
Dec. 5th, 2010 04:02 pm (UTC)
Искусство хатама
User zarava referenced to your post from Искусство хатама saying: [...] Originally posted by at Искусство хатама [...]
pingback_bot
Dec. 5th, 2010 04:04 pm (UTC)
Искусство хатама
User alex_samarkin referenced to your post from Искусство хатама saying: [...] Originally posted by at Искусство хатама [...]
3d-camper.blogspot.com
Dec. 5th, 2010 04:12 pm (UTC)
Люди которые способны создавать такое, способны воспроизводить самые сложные технические решения. Не пробовали ли молодые Иранские мастера работать в сфере микроэлектроники?
abra_akbar
Dec. 5th, 2010 04:12 pm (UTC)
Нарды и письменный прибор - теперь моя мечта.
zarava
Dec. 5th, 2010 04:20 pm (UTC)
Хатам персидское слово?
Очень красиво. Особенно письменные наборы.
И шкатулки сказочные, даже заполнять не надо:)
http://pics.livejournal.com/pashili/pic/000cpgyw/
pingback_bot
Dec. 5th, 2010 04:25 pm (UTC)
Искусство хатама
User silonstiv referenced to your post from Искусство хатама saying: [...] Originally posted by at Искусство хатама [...]
pingback_bot
Dec. 5th, 2010 05:33 pm (UTC)
Искусство хатама
User zensong referenced to your post from Искусство хатама saying: [...] Originally posted by at Искусство хатама [...]
ds_1
Dec. 5th, 2010 05:48 pm (UTC)
Ох ты, как здорово!
ilshats
Dec. 5th, 2010 05:51 pm (UTC)
Красиво!
Стало интересно значение слова Хатам.
У нас это означает продавать.
ilshats
Dec. 5th, 2010 05:57 pm (UTC)
А еще жду поста о коврах. У меня Иран ассоциируется с коврами. Интересно было бы почитать о коврах непосредственно от иранцев. Много о них слышал. Знаю, что хороший старый ковер это целое состояние.
pingback_bot
Dec. 5th, 2010 06:18 pm (UTC)
Искусство хатама
User xan_13 referenced to your post from Искусство хатама saying: [...] Originally posted by at Искусство хатама [...]
raspak
Dec. 5th, 2010 06:43 pm (UTC)
Давно пора. Спасибо.
ex_lady_mat
Dec. 5th, 2010 07:01 pm (UTC)
Меня всегда восхищала богатая орнаменталистика в искусстве Вашей страны. Чудесные вещи, особенно сундук впечатлил.
pingback_bot
Dec. 5th, 2010 07:12 pm (UTC)
Искусство хатама
User mubarizoruc referenced to your post from Искусство хатама saying: [...] Originally posted by at Искусство хатама [...]
mubarizoruc
Dec. 5th, 2010 07:34 pm (UTC)
Великое искусство. Дорогая шкатулка, наверно?
lidiya_nic
Dec. 5th, 2010 07:40 pm (UTC)
Спасибо.
Красота то какая!
mashashum
Dec. 5th, 2010 07:56 pm (UTC)
очень интересно, спасибо Вам! А где обучаются такие мастера?
alfiyakh
Dec. 5th, 2010 07:58 pm (UTC)
Спасибо, как интересно! Признаться впервые услышала про это искусство. Очень красиво.
ort7000
Dec. 5th, 2010 08:11 pm (UTC)
Класс!
juniormember
Dec. 5th, 2010 11:39 pm (UTC)
какая красота!
jul_na
Dec. 6th, 2010 01:21 am (UTC)
бесподобно))) спасибо! присоединяюсь к желающим прочитать про ковры))
olovo_z
Dec. 6th, 2010 02:39 am (UTC)
Очень красиво! Хотелось бы иметь дома такие нарды.
varjag_2007
Dec. 6th, 2010 03:18 am (UTC)
Восхитительно!
pingback_bot
Dec. 6th, 2010 02:19 pm (UTC)
Искусство хатама
User lord_3000 referenced to your post from Искусство хатама saying: [...] полностью в блоге Резы Саджади (посол Ирана в России) http://sajjadi.livejournal.com/23103.html [...]
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 53 комментарии — Комментировать )

Профиль

sajjadi
sajjadi
Реза Саджади

Календарь

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner