?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Нет ни одного знатока персидской поэзии и суфийского учения, которого это имя оставило бы равнодушным.

Несколько слов о биографии поэта
Джалал ад-Дин родился в городе Балхе 26 сентября 1207 года. В связи с тем, что он долгое время жил в городе Конье (Икониум во времена Римской империи) и там же похоронен, поэт прославился как Руми или «Мавлана Руми» (''Наш покровитель из Рума (Рима)"). Однако он всю жизнь считал себя хорасанцем и любил своих земляков, постоянно вспоминал о них.

По утверждению некоторых авторов, его родство со стороны отца восходит к первому праведному халифу, Абу Бакру Саддыку, и это подтверждают некоторые высказывания Мавланы.
Отец Мавланы был хатибом - проповедником, читающим хутбу (мусульманскую проповедь во время пятничной полуденной молитвы), и прославился как Бахауддин Велед, ему даже дали прозвище «султан ученых», а дедушка Джалал ад-Дина, Хусейн ибн Ахмед Хатиби, по словам Афлаки, был видным ученым и мыслителем своего времени, и у него учился даже Рази уд-Дин Нишапури. Известно, что мать Бахауддина (бабушка Мавланы Руми) происходила из семейства Хорезм-шахов.

Бахауддин (Баха) Велед был одним из великих суфиев, и преемственность получения им хирки (власяницы, которую носили дервиши и передавали своим преемникам) доходила до самого Ахмеда Газали. Он прославился как набожный, живущий своим трудом человек. Однако, как рассказывает Афлаки, Баха Велед в результате обиды, нанесенной Хорезм-шахом, был вынужден оставить Балх. Говорят, Хорезм-шах боялся того, что Баха Велед выступал против философов и ученых и даже называл их еретиками. Это не понравилось главе ученых того времени, учителю Хорезм-шаха Фахру Рази, поэтому он настроил Хорезм-шаха против Баха Веледа и постарался испортить отношения между ними. Баха Велед был вынужден оставить родные края и поклялся, что, пока Мухаммед Хорезм-шах будет сидеть на троне, он никогда не вернется в этот город.

Бахауддин Велед со своей семьей поехал в Багдад, чтобы оттуда отправиться в паломничество. Когда он прибыл в Нишапур, то встретился там с шейхом Фарид ад-Дином Аттаром. Как пишет Доулат-шах Самарканди, Аттар сам пришел на встречу с Бахауддином. В достоверности встречи не сомневаются многие известные историки, ведь Шейх Фарид ад-Дин Аттар был одним из воспитанников шейха Наджм ад-Дина Кубра и Маджд ад-Дина Багдади. Баха Велед также был связан с этим дервишеским орденом и считался одним из великих суфиев тариката (пути познания Бога) «кубравийе». Учитывая сплоченность и единство ордена, неудивительно, что Фарид уд-Дин Аттар решил встретиться с Баха Веледом. Кроме того, до 1221-1222 года Аттар, несомненно, был жив, и с исторической точки зрения встреча выглядит правдоподобной.

В то время Джалал ад-Дин был еще ребенком. Шейх Аттар подарил мальчику свою книгу «Асрар-наме» и сказал Бахауддину: «Пройдет немного времени, как твой сын зажжет пламя в душах, жаждущих истины». С тех пор, Мавлана Руми постоянно держал при себе «Асрар-наме».
Когда умер Баха Велед, 24-летний Мавлана по завещанию отца или по просьбе султана Ала ад-Дина, ( а также, согласно преданию, приведенному в «Велед-наме», по просьбе мюридов (религиозных последователей)) был избран на место отца и приступил к проповеди. Он выносил решения, основанные на шариате, и в течение года являлся муфтием (толкователем шариата), но от суфийского «пути к Богу» был далек, и тарикатом не занимался.
Однако после того, как Бурхан ад-Дин Мухаггак Термизи стал его духовным наставником и Джалал уд-Дин прошел у него основные ступени достижения истины, он получил разрешение наставлять людей, указывая им праведный путь. Днем он преподавал в медресе, обучал жаждущих знаний и дискуссий студентов, которые собирались вокруг него. Одновременно он занимался и вынесением решений, и преподаванием в медресе.

Однако суфийские идеи поразили его сердце: словно спокойное прежде море вдруг охватил шторм, словно в сердце возлюбленного зажглось пламя страсти и он отправился искать свою любимую. Эта страсть заставила Руми забыть преподавание и встать на путь ищущих истины.
Когда «наш господин» (Мавлана) ходил на дискуссии Бу-л-Маали, народ считал его себе подобным и слушал его речь. Но взошедшее солнце любви и истины, которое теперь освещало его чистую душу, оказалось слишком ярким для глаз окружавших его людей, и «ослепленные» противники теперь стали отрицать все, что говорил Руми. Поэтому Мавлана изменил свой тарикат и путь, а народ изменил свое отношение к нему.


Из альбома "Дар любви", собранного Дипаком Чупра

Ураган, вызвавший такое волнение в океане его сердца, бросил корабль мыслей Руми в совершенно иной водоворот событий – судьбоносной стала его встреча с Шамсиддином Тебризи, неоткрытая тайна и новая глава жизни Руми.
Шамисиддин (Шамс) Мухаммед ибн Али ибн Мухаммед был из жителей Тебриза, и семья также была оттуда. Доулат-шах Самарканди считает его сыном Хаванда Джалал ад-Дина Хасана Ноумусульмана, одного из великих потомков Омида, который правил в Аламуте в 1210-1221гг. Этот же ученый пишет: «Джалал ад-Дин отправил Шамсиддина усовершенствоваться в литературе и других науках в Тебриз, и он некоторое время учился там». Впрочем, возможно, такое утверждение ошибочно, так как, с одной стороны, этот факт не упоминается в других, более ранних источниках, а с другой стороны, у Джалала ад-Дин Хасана Ноумусульмана (согласно тексту Ата Малик Джувейни), не было другого сына, кроме Ала ад-Дина Мухаммада (1221 - 1255 гг.).

По некоторым сведениям, Шамсу было 60 лет, когда он приехал в Конью в 1245 году. Таким образом, можно заключить, что Шамс родился в 1185-86 году. Некоторые утверждают, что Шамсиддин Тебризи был последователем и воспитанником Рукн ад-Дина Саджаси, и шейх Оухад ад-Дин Кермани также считал его своим «пиром» (наставником). С исторической точки зрения это ближе к истине, и возможно, вышеупомянутый Оухад ад-Дин и Шамсиддин вместе встречались с Рукн уд-Дином. Однако противоречия в тарикате между ними в определенной степени уменьшают достоверность этого факта (не упомянут он и в ранних источниках).
До того времени, как Шамсиддин появился в Конье и в меджлисе (собрании) Мавланы, он ходил по городам, встречался со знатными людьми, иногда занимался обучением и другой работой:

«И когда ему давали деньги за работу, он собирал /их/ и не торопился тратить, говорил: «Пока соберу. У меня есть долг, я должен отдать, а то неожиданно потрачу, и они исчезнут». Он в течение четырнадцати месяцев жил в Алеппо в келье медресе и вел аскетический образ жизни. Постоянно надевал одежды из черной кошмы, и «пиры» называли его «Камел Тебризи» («Совершенный /человек/ из Тебриза»).

Шамсиддин приехал в Конью утром 8 декабря 1245 года. По материалам, приведенным в книге «Велед-наме» Султана Веледа, сына Мавланы, любовь Мавланы к Шамсу подобна поиску Моисея (Мусы) Хизра, его наставнику и учителю. Муса, несмотря на то, что был посланником и собеседником Аллаха, неизменно просил народ прислушиваться к Хизру, а не к нему самому.

Мавлана также, несмотря на свою известность и совершенство своих знаний, просил, чтобы Шамс весь день находился рядом и стал его последователем, словно растворился в его сиянии:

То, что считается наивысшей степенью в науке,
Будет достойно /только/ шейхов!


В конце своей жизни великий поэт Мавлана, заболел лихорадкой. Врачи не смогли вылечить его. Он скончался в воскресенье 17 декабря 1273 года. Солнце знания зашло за горизонт, дух покинул его тело, и Мавлана перенесся из этого мира в мир потусторонний.

Доктор Абузар Эбрахими Торкаман, автор книги «Мудрецы Востока».

Comments

( 90 комментарии — Комментировать )
Page 1 of 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
nosh_i
Jan. 14th, 2011 04:51 pm (UTC)
Спасибо! Это один из глубоких стихотворных переводов Руми на русский язык Д.Самойлова.
Вы правильно сделали, что написали о Джалаладдине Руми. Мне кажется, что о Руми много еще что интересного можно написать.

Достаточно прочитать его произведения, чтобы полностью перевернулось мировозрение. Великий был человек и Учитель.
Отдельное спасибо за книгу.
sanych56
Jan. 14th, 2011 05:56 pm (UTC)
к истории Ирана
Из истории императорского герба Ирана: эра Пехлеви (фрагмент)
Уже после того, как эта глава была в целом готова, мне стал доступен документ, не только подтверждающий изложенные выше наблюдения и выводы, но и расширяющий представления о проведенной в 1971 году геральдической реформе династической символики.
В электронном архиве Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС, WIPO) хранится стандартное по форме циркулярное письмо (номер 1234 от 26 апреля 1971 года), которым генеральный директор ВОИС извещает страны-участницы Парижской конвенции по охране промышленной собственности о том, что организация поставила на свой учет очередную порцию символов: отныне международной охране в соответствии со статьей 6ter конвенции подлежат геральдические знаки и официальные флаги (в англоязычном оригинале дано - вероятно, ошибочно – единственное число: official flаg), владельцами которых являются Их Императорские Величества Шахиншах и Шахбану Ирана, а также Его Императорское Высочество Принц Реза Пехлеви. Подателем этой символики в ВОИС циркуляр называет Императорское правительство Ирана: нет сомнений, что оно действовало с санкции главы государства.

Далее по ссылке

http://heraldic-spb.livejournal.com/59692.html

ПРОСЬБА:

Дорогой читатель, для того, чтобы дописать полную историю геральдики Пехлеви, мне очень нужен добровольный помощник, владеющий фотоаппаратом и живущий (или собирающийся оказаться) в Тегеране. Увы, Иран остается не самым популярным направлением для поездок из России, и до сих пор мои попытки найти такого помощника терпели фиаско (быть может, я не там искал). Я ищу именно заинтересованного добровольца: не уверен, что в состоянии оплатить полноценный гонорар профессиональному фотографу.
Быть может, Вы или кто-то из Ваших хороших друзей захочет помочь мне в завершении этого труда.
Все мои координаты даны на главной странице моего ЖЖ: http://heraldic-spb.livejournal.com/profile
Пока эта просьба здесь висит – она остается действительной.
Заранее спасибо за отзывчивость.
zarava
Jan. 14th, 2011 08:44 pm (UTC)
Тайна скрытого смысла поэмы Руми - каждый видит то, что хочет видеть.
Руми говорит о Боге прежде всего, не делая жесткий акцент на религии.
Это мое видение скрытого смысла и мне это нравится:)

Приходите опять, пожалуйста, приходите опять.
Кто бы вы ни были,
Верующие, неверующие, еретики или язычники.
Даже если вы уже обещали сто раз
И сто раз нарушили обещание,
Эта дверь - не дверь безнадежности и уныния.
Эта дверь открыта для каждого,
Приходите, приходите, как есть.

Господин Саджади, может быть, когда-нибудь Вы захотите выложить колыбельные песни?

Руми
pingback_bot
Jan. 14th, 2011 11:39 pm (UTC)
Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми
User silkasoft referenced to your post from Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми saying: [...] Originally posted by at Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми [...]
silkasoft
Jan. 14th, 2011 11:39 pm (UTC)
Спасибо!
pingback_bot
Jan. 15th, 2011 03:14 am (UTC)
Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми
User tannuola referenced to your post from Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми saying: [...] Originally posted by at Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми [...]
pingback_bot
Jan. 15th, 2011 10:10 am (UTC)
Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми
User jussuf referenced to your post from Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми saying: [...] Originally posted by at Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми [...]
vitiay
Jan. 15th, 2011 12:30 pm (UTC)
Спасибо!
pingback_bot
Jan. 15th, 2011 04:06 pm (UTC)
Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми
User ummamir referenced to your post from Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми saying: [...] Originally posted by at Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми [...]
alexlotov
Jan. 15th, 2011 05:01 pm (UTC)
"Всему, что зрим, прообраз есть, основа есть вне нас, она бессмертна, а умрет лишь то, чтовидит глаз", — Мавлана Руми.

Однажды доказанная теорема - доказана для всех разумных существ на всех планетах во всех вселенных на все времена.

Элементарные частицы ведут себя как числа. Например, электроны все абсолютно одинаковы, что следует из принципа тождественности одинаковых частиц в квантовой механике.

«Мы имеем непостижимую эффективность математики в естественных науках», — Юджин Вигнер.

Этот «феномен» легко разрешается, если считать, что движение материи есть всегда движение информации.

Материя есть сущность, которая изоморфна некоторому целостному потоку математических моделей.

Не жалуйся, что сет погас, не плачь, что звук затих: исчезли вовсе не они, а отраженья их.
newrussian
Jan. 15th, 2011 06:46 pm (UTC)
чтото напоминает японскую поэзию.
pingback_bot
Jan. 15th, 2011 09:25 pm (UTC)
Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми
User agnes_sitenson referenced to your post from Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми saying: [...] Originally posted by at Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми [...]
pingback_bot
Jan. 16th, 2011 05:00 pm (UTC)
Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми
User vgora_com referenced to your post from Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми saying: [...] Originally posted by  at Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми [...]
vgora_com
Jan. 16th, 2011 05:00 pm (UTC)
Спасибо!..
pingback_bot
Jan. 16th, 2011 09:06 pm (UTC)
Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми
User irescha referenced to your post from Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми saying: [...] Originally posted by at Мавлана Джалал ад-дин Муххамад Руми [...]
Page 1 of 6
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] >>
( 90 комментарии — Комментировать )

Профиль

sajjadi
sajjadi
Реза Саджади

Календарь

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner