?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись


Насталик


Хатт-Нагаши

Следует отметить, что некое подобие каллиграфии существовало в Иране еще в доисламскую, зороастрийскую эпоху. Однако именно после принятия Ислама персы оказали неоценимое влияние на исламскую каллиграфию, используя уже существовавшие у арабов почерки и изобретая новые, свои собственные. Причем развивал каллиграфию не только Иран, но и страны, некогда подвластные Персии – Афганистан, Средняя Азия, Пакистан и даже Индия.


 КУФИ, НАСХ и СУЛЬС
Три вышеназванных почерка являются основными почерками традиционной арабской каллиграфии. КУФИ - самый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII в. И сегодня он канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана. НАСХ («переписка»), строгий горизонтальный почерк, использовался, как следует из названия, для переписки текста Корана и хадисов. СУЛЬС («одна треть») включает криволинейные и прямолинейные элементы, которые соотносятся в пропорции 1/3, что придает почерку особую гибкость.
Знакомство иранцев с исламской каллиграфией началось с этих трех почерков. В стране особое распространение получили школы «насха» и «сульса», поскольку именно они использовались в архитектуре: для украшения мечетей и священных для мусульман зданий.


Куфи



Насх



Сульс
 

ТАЛИК

Творчески перерабатывая арабские почерки, иранцы разработали свой, особый вариант «насха» - ТАЛИК («скорописный» или «быстрый в исполнении»). «Талик» отличался большим числом закругленных, как бы природных линий, в отличии от жестких, геометризованных арабских почерков. Важно отметить, что в арабской культуре каллиграфия, в основном, использовалась в религиозных целях. Персы же, помимо всего остального, так составляли официальные, административные документы – отсюда и потребность в «скорописи».


Талик



Талик

 
НАСТАЛИК
В период владычества Тимуридов (сер. XV в.) знаменитый каллигграф Мир Али Табризи предложил совершенно новый, также скорописный почерк, с тех пор ставший одним из ведущих в Иране – НАСТАЛИК. Как легко догадаться, получился он путем соединения «насха» с «таликом». Очень многие быстро переняли него: особенно часто «насталиком» писали книги и поэтические сборники, любовные письма и административные предписания. До сих пор стихи Хафиза, Саади, Руми и других знаменитых поэтов издают именно с использованием «насталика» . Он действительно очень красив, и недаром заслужил звание «невесты исламских почерков».
Следует также упомянуть, что «насталик» подвергся серьезным изменениям при Мир Эмаде, во времена Шаха Аббаса (нач. XVII в.). Именно переработанный им почерк используется иранцами и сегодня, по прошествии 400 лет. Кроме того, «насталик» очень популярен в Средней Азии, Пакистане и Индии.


Насталик



Насталик



Насталик



Насталик



Насталик



Насталик


ШЕКАСТЕ НАСТАЛИК
В конце XVII в., Мортеза Голи-хан Шамлу (правитель Герата, в то время входившего в состав Персии) изобрел новый почерк – ШЕКАСТЕ НАСТАЛИК («насталик-курсив» или «ломаный насталик»). Придумывать подобную инновацию его вынудила необходимость: секретари и министры попросту не справлялись с потоком документов, поскольку на запись привычным «насталиком» требовалось слишком много времени. Нужен был почерк, позволявший писать быстрее – и Голи-хан нашел решение.


Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик


ПЕЧАТНАЯ КАЛЛИГРАФИЯ и СИЙЯХ-МАШХ
В эпоху Каджаров (XIX в.) в истории иранской каллиграфии произошел перелом. Появился печатный станок – в связи с модернизацией, каллиграфия становилась все проще, отвечая потребностям людей. Разумеется, параллельно она потеряла часть своей эстетической ценности: печатные оттиски позволяли использовать ее где угодно и писать что и как угодно.
Мирза Мохаммад Реза Калхор – составитель томов с путевыми заметками Насреддин Шаха - внес очередное изменение в «насталик»: для удобства заполнения печатной формы чернилами буквы и штрихи сделались несколько толще.
Кроме того, в это же время в каллиграфии была разработана техника СИЙЯХ-МАШХ: слова и буквы повторялись много-много раз, так, что фон каллиграфического рисунка становился черным.


Сийях-Машх



Сийях-Машх


КАЛЛИГРАФИЯ СЕГОДНЯ
В 1950-х годах было создано Общество иранских каллиграфов, что вдохнуло новую жизнь в древнее искусство. Кроме того, в 1960-х – 1970-х годах в Иране начала развиваться рекламная индустрия – нужны были логотипы, сочетания букв и рисунков, и иранцы вновь обратились к каллиграфии. С тех пор она не теряла своей популярности. Стоит отметить, что параллельно развивались две школы «насталика»: традиционная и новая, осовремененная. Появился также самый новый из известных на сегодня почерков персидской каллиграфии – МОАЛЛА.
Сегодня в Иране широко известны имена таких мастеров каллиграфии, как Голламхоссейн Амирхани, Ятолла Габолли, Мохаммад Эхса (изобретатель сочетания элементов каллиграфии с живописью (ХАТТ-НАГАШИ или ХАТТАШИ)), Насролла Афджеи, Хоссейн Зендеруди.
Работы современных каллиграфов (в особенности в стиле «хатташи») высоко ценятся в мире и продаются с аукционов за миллионы долларов, причем основными покупателями являются западные ценители. В то же время, не менее дорогие произведения старых каллиграфов (XVII – XIX вв.) на аукционах уходят за столь же значительные суммы – но их чаще приобретают представители мусульманских стран.


Моалла



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши


ТАСХИБ
Отдельно стоит рассказать об искусстве украшения текста, под названием ТАСХИБ («золочение»). В первые века Ислама арабы, а затем и персы, использовали особые узоры для украшения главной фразы Корана «Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного». Позднее украшать стали уже все слова на странице, заполняя орнаментами промежутки между строками и рамку по краю. Считалось, что слово Бога настолько свято и прекрасно, что даже пространство вокруг него на бумаге следует выделять краской с частичками золота («захаб»).
Через какое-то время «тасхиб» превратился в отдельный вид искусства: нередко, после того как каллиграф заканчивал переписку страницы Корана, за украшение рамки вокруг текста принимался мастер «тасхиба». Школы «тасхиба» популярны в Иране и по сей день.


Тасхиб 
 

Comments

( 190 комментарии — Комментировать )
Page 1 of 8
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>
zuss
May. 14th, 2011 02:31 pm (UTC)
Здорово! Завораживает.
proehalimimo
May. 14th, 2011 02:35 pm (UTC)
Хатт-Нагаши ассоциируются у меня с лентой Мебиуса, есть в них что-то от бесконечности и неповторимости вселенной)
62man
May. 14th, 2011 02:44 pm (UTC)
красота
aslili
May. 14th, 2011 02:47 pm (UTC)
музыка и танец букв,нет слов - одно желание смотреть долго и любоваться! Спасибо вам за такое сказочное удовольствие!
pingback_bot
May. 14th, 2011 02:49 pm (UTC)
Персидская каллиграфия: почерки и история
User vynyvydyvycy referenced to your post from Персидская каллиграфия: почерки и история saying: [...] Originally posted by at Персидская каллиграфия: почерки и история [...]
mgolubev
May. 14th, 2011 02:58 pm (UTC)
Всегда считал что арабский и персидский идеально созданы не только для стихов, но даже само письмо как будто способствует этому.
P.S. Было бы здорово, если б был еще и хотя бы краткий перевод, того что изображено. Думаю что в каллиграфии существует связь между образом и содержанием.
b_a_r_r_i_e
May. 14th, 2011 03:29 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно. Насталик прекрасен.
pingback_bot
May. 14th, 2011 03:32 pm (UTC)
Персидская каллиграфия: почерки и история
User b_a_r_r_i_e referenced to your post from Персидская каллиграфия: почерки и история saying: [...] Originally posted by at Персидская каллиграфия: почерки и история [...]
kasportzh
May. 14th, 2011 03:41 pm (UTC)
Спасибо огромное!!!
silkasoft
May. 14th, 2011 03:54 pm (UTC)
Изумительно!!!!!!!
pingback_bot
May. 14th, 2011 03:54 pm (UTC)
Персидская каллиграфия: почерки и история
User silkasoft referenced to your post from Персидская каллиграфия: почерки и история saying: [...] Originally posted by at Персидская каллиграфия: почерки и история [...]
pingback_bot
May. 14th, 2011 04:11 pm (UTC)
Персидская каллиграфия: почерки и история
User r_skovor referenced to your post from Персидская каллиграфия: почерки и история saying: [...] Originally posted by at Персидская каллиграфия: почерки и история [...]
pingback_bot
May. 14th, 2011 04:18 pm (UTC)
Персидская каллиграфия: почерки и история
User kurskijranet referenced to your post from Персидская каллиграфия: почерки и история saying: [...] Originally posted by at Персидская каллиграфия: почерки и история [...]
pingback_bot
May. 14th, 2011 04:22 pm (UTC)
Персидская каллиграфия: почерки и история
User an_noor referenced to your post from Персидская каллиграфия: почерки и история saying: [...] Originally posted by at Персидская каллиграфия: почерки и история [...]
dance_in_round
May. 14th, 2011 05:46 pm (UTC)
спасибо, очень интересно!
скажите, а последняя серия работ - их можно читать как текст, или это исключительно "шрифтовой дизайн" уже?
sajjadi
May. 15th, 2011 11:34 am (UTC)
Некоторые из них вполне можно прочитать, но некоторые можно прочесть или, лучше сказать «попытаться найти те или иные слова» только после того, как сам художник пояснит, какие слова использовал! :)
(no subject) - dance_in_round - May. 15th, 2011 11:37 am (UTC) - Expand
pingback_bot
May. 14th, 2011 05:49 pm (UTC)
No title
User dance_in_round referenced to your post from No title saying: [...] Персидская каллиграфия: почерки и история [...]
pingback_bot
May. 14th, 2011 07:39 pm (UTC)
Персидская каллиграфия: почерки и история
User maverick_001 referenced to your post from Персидская каллиграфия: почерки и история saying: [...] Originally posted by at Персидская каллиграфия: почерки и история [...]
1tokyo
May. 14th, 2011 07:49 pm (UTC)
Спасибо за познавательный пост.
Очень нравится Тасхиб.
Мечтаю побывать в Исфахане.
Люблю читать Саади.
jalynski
May. 15th, 2011 05:56 am (UTC)
Берите и поезжайте. Просто, дешево, безопасно. Очень симпатично. Хороший путеводитель - Lonely Planet.
(no subject) - 1tokyo - May. 15th, 2011 07:12 pm (UTC) - Expand
1tokyo
May. 14th, 2011 07:55 pm (UTC)
Да, Насталик прекрасен!
pan_tbdinsky
May. 14th, 2011 08:59 pm (UTC)
что-то ничего кроме первых двух картинок, не видно
pingback_bot
May. 15th, 2011 06:30 am (UTC)
Персидская каллиграфия: почерки и история
User jsen89 referenced to your post from Персидская каллиграфия: почерки и история saying: [...] Originally posted by at Персидская каллиграфия: почерки и история [...]
natten
May. 15th, 2011 07:38 am (UTC)
спасибо!
pingback_bot
May. 15th, 2011 07:39 am (UTC)
Персидская каллиграфия: почерки и история
User al_khorasani referenced to your post from Персидская каллиграфия: почерки и история saying: [...] Originally posted by  at Персидская каллиграфия: почерки и история [...]
pingback_bot
May. 15th, 2011 10:00 am (UTC)
Персидская каллиграфия: почерки и история
User maiya_raz referenced to your post from Персидская каллиграфия: почерки и история saying: [...] Originally posted by at Персидская каллиграфия: почерки и история [...]
Ксения Стеценко
May. 15th, 2011 10:55 am (UTC)
Это что-то потрясающе!
Какое прекрасное чувство ритма, динамики, пятна и линии у создающих подобные каллиграфические композиции...
Я в востроге!
Спасибо господин Саджади!
Интересно, а в Москве этому где ни будь учат...?
Page 1 of 8
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] >>
( 190 комментарии — Комментировать )

Профиль

sajjadi
sajjadi
Реза Саджади

Календарь

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner