?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Иранская государственная система – в том числе и электоральная – уникальна и практически не имеет точных аналогов в иных странах мира. В ее основе лежит теория вилаят аль-факих, адаптированная к условиям современности лидером исламской революции имамом Хомейни, который разработал действующую конституцию ИРИ. Согласно шиитскому исламу, наиболее достойными вождями человечества являются двенадцать безгрешных Имамов из семейства Пророка (да благословит Аллах его и род его), последний из которых находится в сокрытии и вернется в конце времен. А во время этого сокрытия власть должна принадлежать праведным исламским ученым – богословам и законоведам (факихам). В этом суть теории вилаят аль-факих.

Поэтому главой Исламской республики является не президент, как это полагают, судя по аналогии с западными демократиями, а Верховный Лидер – Рахбар. Вопреки стереотипам, это не аналог Патриарха в Русской православной церкви, и не духовный наставник президента. Это реальный руководитель государства. Согласно Конституции ИРИ, кандидат на этот пост должен соответствовать следующим требованиям, прописанным в статье 109:
 
1) Необходимая научная компетентность для вынесения фетв по различным вопросам мусульманского права;

2) Справедливость и набожность для управления исламской нации;

3) Правильное политическое и социальное мировоззрение, распорядительность, смелость, организационные способности и сила, достаточная для управления.
Если найдется несколько лиц, отвечающих вышеперечисленным требованиям, предпочтение отдается тому, кто обладает более сильным богословским и политическим мировоззрением.


В статье 110 Конституция также обрисовывает права и обязанности лидера страны:

1) Определение общей политики государства Исламской Республики Иран после консультаций с Ассамблеей по определению государственной целесообразности.

2) Контроль за правильным исполнением общей политической линии государства.

3) Принятие решения о проведении плебисцита.

4) Главное командование Вооруженными силами.

5) Объявление войны и мира и мобилизации.

6) Назначение и отправление в отставку следующих лиц и принятие их отставки:
   а) факихов Совета по охране конституции.
   6) главы судебной власти.
   в) председателя телерадиовещательной Организации «Голос и образ Исламской Республики Иран».
   г) начальника объединенного штаба.
   д) главнокомандующего Корпусом стражей Исламской революции.
   е) главнокомандующих Вооруженными силами и внутренними войсками;

7) Решение споров и упорядочение отношений между тремя ветвями власти.

8) Преодоление проблем государства, которые не могут быть решены обычным путем, с помощью Ассамблеи по определению государственной целесообразности.

9) Подпись указа о назначении президента, избранного народом (компетентность претендентов на пост президента в плане их соответствия требованиям, закрепленным в Конституции, должна быть подтверждена до выборов Советом по охране конституции и одобрена лидером стране на первом этапе).

10) Отстранение от власти президента с учетом интересов страны согласно заключению, вынесенному Верховным судом относительно нарушения им своих законных полномочий, либо в соответствии с решением Меджлиса исламского совета о его несоответствии занимаемой должности в соответствии со статьей 89 Конституции.

11) Амнистия или смягчение наказания лицам, в отношении которых вынесен приговор, в рамках исламских норм и по предложению главы судебной власти.
Лидер страны может поручить некоторые свои права и обязанности другому лицу.


А вот в статье 111 уже непосредственно описывается сама процедура избрания Рахбара в случае кончины предшествующего Верховного Лидера страны:

Статья 111.
Если лидер страны будет не в состоянии исполнять свои законные обязанности, либо утратит качества, указанные в статьях 5 и 109, либо если станет известно, что он с самого начала не соответствовал этим требованиям, он смещается со своего поста.
Решение по этому поводу выносится экспертами согласно статье 108 Конституции.
В случае кончины, добровольного отстранения от обязанностей либо смещения лидера страны с его поста эксперты обязаны как можно скорее определить и представить нового лидера. До этого момента все обязанности лидера страны временно возлагаются на совет, состоящий из президента, главы судебной власти и одного из факихов Совета по охране конституции по выбору Ассамблеи по определению государственной целесообразности . Если же кто-либо из перечисленных лиц по какой-либо причине не сможет выполнять свои обязанности, по выбору Ассамблеи вместо него назначается другое лицо при условии сохранения большинства факихов.
Данный совет может выполнять функции, предусмотренные пунктами 1, 3, 5 и 10, частями»г», «д» и «е» пункта 6 статьи 110, после утверждения их тремя четвертями от общего состава Ассамблеи по определению государственной целесообразности.
Если лидер страны вследствие болезни или несчастного случая временно не может исполнять свои обязанности, в течение этого периода его заменяет указанный в данной статье совет.


При разработке Конституции ИРИ имам Хомейни вынес вердикт, что некоторые демократические институты – как, например, парламент – при соблюдении определенных условий совместимы с традиционной системой вилаят аль-факих. Органы власти в Иране, как и во многих других государствах, подразделяются на законодательную, исполнительную и судебную власть:

Статья 58.
Законодательная власть осуществляется Меджлисом исламского совета, образуемым из избранных народом депутатов Его решения после прохождения законодательных процедур, указанных в следующих статьях, передаются для выполнения исполнительной и судебной властям.

Статья 59.
При решении важнейших экономических, политических, социальных и культурных проблем законодательная власть может осуществляться с помощью референдума путем прямого обращения к воле народа. Требование об обращении ко всеобщему голосованию должно быть утверждено двумя третями от общего числа депутатов Меджлиса.


Статья 60.
Исполнительная власть осуществляется Президентом и министрами во всех случаях, кроме тех, которые данной Конституцией непосредственно отнесены к ведению Лидера страны.

Статья 61.
Судебная власть осуществляется судами системы юстиции, которые должны быть образованы согласно исламским нормам и заниматься разрешением споров, охраной общественных прав и соблюдением и развитием справедливости, а также исполнением наказаний согласно религиозным предписаниям.


Процедура выборов в парламент регламентируется следующими статьями Конституции:

Статья 62.
Меджлис исламского совета образуется из представителей народа, избираемых прямым тайным голосованием.
Закон устанавливает требования к избирателям и кандидатам в депутаты, а также порядок выборов.

Статья 63.
Срок полномочий депутата Меджлиса исламского совета составляет 4 года. Выборы на каждый очередной срок должны проводится до истечения полномочий депутатов предыдущего созыва, чтобы страна не оставалась без Меджлиса.

Статья 64.
Количество депутатов Меджлиса исламского совета 270 человек. Начиная с референдума 1368 г. по солнечной хиджре (1989 г.), по прошествии каждых 10 лет с учетом человеческих, политических, географических и иных факторов к этому числу депутатов могут прибавляться максимум 20 человек.
Зороастрийцы и иудеи выбирают по 1 депутату, ассирийцы и халдеи выбираю вместе одного депутата, и армяне-христиане севера и юга также выбирают одного депутата.
Границы избирательных участков и число депутатов определяются законом.


Следующие положения Конституции относятся уже к непосредственной работе избранного парламента.

Статья 65.
После проведения выборов заседания Меджлиса исламского совета имеют право принимать решения при кворуме в две трети от общего числа депутатов. Законопроекты и постановления принимаются согласно утвержденному внутреннему регламенту, кроме тех случаев, когда Конституция устанавливает особый кворум для принятия решений.
Для утверждения внутреннего регламента необходимо, чтобы за него проголосовало две трети присутствующих депутатов.

Статья 66.
Порядок выборов председателя и президиума Меджлиса, а также число комиссий, срок их деятельности, проблемы, относящиеся к переговорам, и организационные вопросы определяются внутренним регламентом.

Статья 67.
Депутаты должны на первом заседании Меджлиса принести клятву и подписать ее текст, который приводится ниже:
Во имя Бога, Милостивого, Милосердного!
«На Священном Коране приношу клятву Всевышнему и Всемогущему Богу и своим человеческим достоинством обязуюсь защищать ислам и достижения Исламской революции иранского народа, а также основы Исламской Республики, быть справедливым хранителем того, что нам доверил народ, быть верным представителем народа и выполнять свои обязанности честно и благочестиво, всегда быть верным принципам независимости и величия страны, защиты прав народа и служения народу, защищать Конституцию и в своих устных и письменных выступлениях думать о независимости страны, свободе народа и обеспечении его интересов».
Представители религиозных меньшинств приносят эту присягу с упоминанием своего Священного Писания.
Депутаты, не участвовавшие в первом заседании Меджлиса, должны принести присягу на первом же заседании, в котором примут участие.

Статья 68.
Во время войны и военной оккупации страны по предложению Президента и с согласия трех четвертей от общего числа депутатов, утвержденного Советом по охране Конституции, выборы на оккупированных территориях или во всей стране могут быть приостановлены на определенный срок. Если не будет выбран новый состав Меджлиса, он будет продолжать свою работу в прежнем составе.

Статья 69.
Дебаты в Меджлисе исламского совета должны быть гласными, полный отчет о заседания Меджлиса должен передаваться по радио и печататься в официальных газетах для всеобщего ознакомления. В чрезвычайных обстоятельствах, когда это необходимо для безопасности страны, по просьбе Президента, кого-либо из министров либо 10 депутатов Меджлиса может быть проведено закрытое заседание. Решения закрытого заседания имеют силу только в случае присутствия на нем Совета по охране конституции и принятия этих решений тремя четвертыми голосов от общего числа депутатов. После преодоления чрезвычайных обстоятельств отчет о закрытом заседании и принятые на нем документы должны быть напечатаны для всеобщего ознакомления.

Статья 70.

Президент, его заместители и министры могут по отдельности или коллективно участвовать в открытых заседаниях Меджлиса, имея при себе своих советников. Если депутаты посчитают это необходимым, министры обязаны присутствовать. Их сообщения должны быть заслушаны всякий раз, когда они этого потребуют.

Статья 85.

Депутатский мандат относится к конкретному депутату и не может быть передан кому-либо еще. Меджлис не может передать законодательные полномочия человеку или группе людей, однако в необходимых случаях может согласно статье 72 возложить подготовку определенных законов на свои комиссии. В таком случае эти законы в течение периода времени, определенного Меджлисом, будут выполняться в порядке эксперимента, а затем окончательно утверждаться Меджлисом.
Кроме того, Меджлис исламского совета может на основании статьи 72 передавать функции окончательного утверждения уставов государственных или полугосударственных организаций, компаний и учреждений соответствующим комиссиям или правительству. В этом случае постановления правительства не должны вступать в противоречие с принципами и установлениями официальной религии страны или с Конституцией, о чем согласно статье 96 выносит определение Совет по охране конституции. Кроме того, постановления правительства не должны быть в противоречии с общими законами и правилами страны. Для того, чтобы можно было установить отсутствие такого противоречия, они должны наряду с опубликованием для исполнения доводиться до сведения председателя Меджлиса исламского совета.

Статья 86.
Депутаты Меджлиса полностью свободны в выражении своих взглядов при исполнении депутатских полномочий и не могут быть привлечены к ответственности или подвергнуться аресту за высказанные в Меджлисе взгляды и за голосование при выполнении своих депутатских обязанностей.

Статья 87.
После образования кабинета министров и до начала его работы Президент должен получить вотум доверия в Меджлисе. Во время исполнения своих обязанностей он может попросить у Меджлиса вотум доверия правительству по важным и спорным проблемам.

Статья 88.

Каждый раз, когда как минимум четверть от общего числа депутатов Меджлиса исламского совета будут иметь вопросы к Президенту, либо когда любой депутат захочет задать вопрос министру по поводу его обязанностей, Президент или министр обязаны явиться в Меджлис и отвечать на вопросы, причем ответ Президент должен быть дан в течение месяца, а министра – в течение 10 дней, кроме тех случаях, когда задержка признается Меджлисом уважительной.

Статья 89.
В тех случаях, когда они сочтут это необходимым, депутаты Меджлиса исламского совета могут подать запрос кабинету министров или отдельному министру, при условии, что запрос подпишут 10 депутатов. В течение 10 дней после подачи запроса кабинет министров или соответствующий министр должны явиться в Меджлис, ответить на запрос и получить вотум доверия Меджлиса.
Если кабинет министров или министр не предстанут перед Меджлисом, депутаты, подписавшие запрос, должны дать свои разъяснения по поводу этого запроса, и, если Меджлис сочтет это целесообразным, он вынесет вотум недоверия. При вынесении вотума недоверия Меджлисом, кабинет министров или соответствующий министр отстраняется от должности. В обоих случаях министры, на которых поступил запрос, не могут стать членами нового правительства, которое образуется сразу же после отставки предыдущего. Если как минимум треть депутатов Меджлиса исламского совета подвергнут запросу Президента по поводу руководства исполнительной властью и управления делами страны, Президент должен в течение месяца явится в Меджлис и дать исчерпывающие разъяснения по поводу затронутых проблем.
Если после выступлений сторонников и противников, а также ответов Президента, две трети от общего числа депутатов проголосуют за несоответствие Президента своему посту, об этом будет сообщено Лидеру страны для выполнения параграфа 10 статьи 110.

Статья 90.
Каждый может направить письменную жалобу на работу Меджлиса, исполнительной и судебной власти в Меджлис исламского совета. Меджлис обязан рассмотреть жалобу и дать достаточный ответ. Если жалоба будет на исполнительную или судебную власть, Меджлис должен потребовать у них исчерпывающего ответа и в установленные сроки сообщить о результатах. То, что касается общественности, должно быть ей сообщено.


При этом сразу стоит сделать важное примечание, что иранский парламент – Меджлис исламского совета – не является законотворческим органом власти в западном понимании этого слова. В соответствии с основами исламской политической системы, законодателем является только Всевышний и Всемогущий Господь, Который даровал человечеству нормы, регулирующие все стороны жизни. Эти законы содержатся в Коране и Сунне, и выводятся исламскими правоведами при помощи рациональных методик.

Comments

( 36 комментарии — Комментировать )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
usuli
May. 30th, 2011 07:10 pm (UTC)
Политическая система Ирана на самом деле уникальна. Можно сказать, что она является одним из главных достояний Ирана и вызывает острое чувство ненависти и страха на Западе.
baef
May. 31st, 2011 02:41 am (UTC)
По моему разумению - Политическая система Ирана является главным достоянием человечества.
Все остальные системы, при всех их кажущихся, так называемых демократических достижениях, есть лишь прямая дорога в ад собственного производства, ибо основаны на эфемерном фундаменте благополучия материального и смертного тела, но не бессмертного духа.
pingback_bot
May. 30th, 2011 07:17 pm (UTC)
Электоральная система Ирана и основные государственн
User al_khorasani referenced to your post from Электоральная система Ирана и основные государственные институты saying: [...] Originally posted by at Электоральная система Ирана и основные государственные институты [...]
mgolubev
May. 30th, 2011 07:21 pm (UTC)
Мне как юристу с международной специализацией было очень интересно прочитать такой материал. Спасибо Вам большое. Вообще изучение правовой ситуации в странах где религия не отделена от государства это очень ценный опыт. Я не считаю, что это единственно правильный подход к управлению государством, но то что светская власть что в романо-гернанской, что в англо-саксонской правовых традициях себя сегодня исчерпала это тоже очевидно.
В этом смысле иранский опыт государственного управления бесценен для всей планеты.
Уважаемый господин Посол, а можно Вас попросить поподробнее освятить, как бы это правильно сформулировать, статус и философское суть положения Рахбара? В чём Вам видятся принципиальные отличия от статуса Главы Церкви например?
rossotar
May. 30th, 2011 07:30 pm (UTC)
Чем занимаются учёные богословы? Оправданием Творца? Разве Аллах нуждается в оправдании? Чем занимаются факихи? Законотворчеством? Это по их распоряжению Стражи Революции сожгли Евангелие? А разве в Коране не сказано,что в Евангелии Свет?
pingback_bot
May. 30th, 2011 07:30 pm (UTC)
Электоральная система Ирана и основные государственн
User mgolubev referenced to your post from Электоральная система Ирана и основные государственные институты saying: [...] Послу! Originally posted by at Электоральная система Ирана и основные государственные институты [...]
62man
May. 30th, 2011 07:54 pm (UTC)
Уникально.
pingback_bot
May. 30th, 2011 08:46 pm (UTC)
Электоральная система Ирана и основные государственн
User victor_n referenced to your post from Электоральная система Ирана и основные государственные институты (Часть I) saying: [...] Originally posted by at Электоральная система Ирана и основные государственные институты (Часть I) [...]
akalinine
May. 30th, 2011 08:59 pm (UTC)
Шаха свергли и правильно сделали.
abruev
May. 30th, 2011 09:48 pm (UTC)
Очень интересно и познавательно, спасибо
pingback_bot
May. 31st, 2011 02:27 am (UTC)
Электоральная система Ирана и основные государственн
User kabirovmr referenced to your post from Электоральная система Ирана и основные государственные институты (Часть I) saying: [...] Originally posted by at Электоральная система Ирана и основные государственные институты (Часть I) [...]
jussuf
May. 31st, 2011 05:21 am (UTC)
Действительно уникальная система !
Как совершенная формула,сокращающая все светские вычисления по этой части и превращающая их в ноль )...
pingback_bot
May. 31st, 2011 05:22 am (UTC)
Электоральная система Ирана и основные государственн
User jussuf referenced to your post from Электоральная система Ирана и основные государственные институты (Часть I) saying: [...] Originally posted by at Электоральная система Ирана и основные государственные институты (Часть I) [...]
pingback_bot
May. 31st, 2011 05:44 am (UTC)
No title
User nail_helgi referenced to your post from No title saying: [...] еской системе Ирана от уважаемого посла Резы Саджади. http://sajjadi.livejournal.com/53994.html [...]
sasunok
May. 31st, 2011 06:16 am (UTC)
сравнение с западными демократиями умиляет..
Иран можно назвать демократией, но часть законов делают страну "своеобразной демократией" с религиозным уклоном. я бы сказал "поклоном"
данную статью можно видеть в свете конфликта между Ахмади-неджадом и Аятоллой, мудрый подход.
кандидат должен получить разрешение у Верховного Богослова на участие в выборах, но как и в России, неугодные к участию не допускаются.
в любом случае, пользуясь возможностью, перепечатываю данный топик у себя.
спасибо!
pingback_bot
May. 31st, 2011 06:32 am (UTC)
Электоральная система Ирана и основные государственн
User lord_3000 referenced to your post from Электоральная система Ирана и основные государственные институты (Часть I) saying: [...] at Электоральная система Ирана и основные государственные институты (Часть I) [...]
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 36 комментарии — Комментировать )

Профиль

sajjadi
sajjadi
Реза Саджади

Календарь

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner