?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Меджлис исламского совета может решать текущие и актуальные для страны вопросы при условии, что принимаемые им директивы соответствуют законам Ислама. Проверкой законов, утвержденных депутатами парламента, на предмет их соответствия нормам Божественного права занимается специальная структура – Совет по охране конституции.

Согласно Основному Закону ИРИ, за этим органом закреплены следующие функции:

Статья 91.
В целях защиты установлений ислама и Конституции от противоречия с ними постановлений Меджлиса исламского совета создается Совет по охране конституции в следующем составе:

1) 6 человек из числа справедливых и сведущих в делах страны богословов (факихов), которые назначаются Лидером страны;

2) 6 мусульманских правоведов – специалистов в различных областях права, которых представляет Меджлису исламского совета глава судебной власти для последующего избрания.

Статья 92.
Члены Совета по охране конституции выбираются сроком на 6 лет, однако в Совете первого созыва по прошествии 3 лет по жребию заменяется половина членов каждой группы, места которых занимают новые лица.

Статья 93.
Без Совета по охране конституции решения Меджлиса исламского совета не имеют законной силы, кроме случаев утверждения мандатов депутатов и выборов 6 юристов в Совет по охране конституции.

Статья 94.
Все решения Меджлиса исламского совета должны отправляться в Совет по охране конституции. Совет по охране конституции должен в течение максимум 10 дней со дня получения документов рассмотреть их с точки зрения соответствия исламским нормам и Конституции и в случае, если найдет их противоречащими указанным нормам, направить их обратно в Меджлис для повторного рассмотрения. В ином случае решение Меджлиса может вступить в силу.

Статья 95.
Если Совет по охране конституции признает 10-дневный срок недостаточным для рассмотрения решений Меджлиса и принятия по ним окончательного решения, может с указанием причин отсрочки просить у Меджлиса еще 10 дней для завершения рассмотрения.

Статья 96.
Заключение об отсутствия несоответствия решений Меджлиса исламского сонета установлениям ислама выносится большинством факихов Совета по охране конституции, а заключении об отсутствии их противоречия Конституции выносится большинством от общего числа членов Совета по охране конституции.

Статья 97.
В целях ускорения работы члены Совета по охране конституции могут присутствовать в Меджлисе исламского совета во время обсуждения законопроекта или представления закона и слушать дебаты по нему. Если же в повестку дня работы Меджлис будет внесен срочный законопроект, члены Совета по охране конституции должны присутствовать в Меджлисе и выразить свое мнение.

Статья 98.
Совет по охране конституции комментирует Конституцию, решение по этому поводу принимается тремя четвертями членов Совета.

Статья 99.
Совет по охране конституции обязан осуществлять контроль за выборами Собрания экспертов по выборам лидера страны, Президента, Меджлиса исламского совета и обращением к общественному мнению и референдумом.

Противоречия между Меджлисом исламского совета и Советом по охране конституции призвана урегулировать третья, третейская структура – Ассамблея по определению государственной целесообразности, которую мы уже упоминали в цитате из статьи 111, регламентирующей избрание Рахбара.

Кроме того, конституцией ИРИ предусмотрена система низовых советов, которые имеют право готовить законопроекты и представлять их на рассмотрение в Меджлис исламского совета.  Подробнее об алгоритме их работы можно прочитать в самом тексте Конституции ИРИ:  http://constitutions.ru/archives/140/2

 Что касается Президента, то Конституция определяет процедуру его избрания следующим образом:

 
Статья 114.
Президент выбирается на 4 года прямым голосованием народа, причем может выбираться только на два срока подряд.

Статья 115.
Президент должен выбираться из религиозно-политических деятелей, отвечающих следующим требованиям: иранское происхождение, гражданство Ирана, распорядительность и организационные способности, достойная биография и набожность, религиозность, вера в основы Исламской Республики и принадлежность к официальной религии страны.

Статья 116.
Кандидаты на пост Президента должны объявить о своей готовности баллотироваться на этот пост по крайней мере к моменту начала выборов. Порядок проведения выборов Президента определяется законом.

Статья 117.
Президент выбирается абсолютным большинством голосов избирателей. Если же в первом туре выборов никто из кандидатов не набрал такого большинства голосов, в пятницу на следующей неделе проводится повторное голосование. Во втором туре выборов участвуют только два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Если же кандидаты, набравшие наибольшее количество голосов, откажутся от участия во втором туре, в нем примут участие два других кандидата, опередивших в первом туре остальных претендентов по количеству голосов избирателей.

Статья 118.
Согласно статье 99, ответственность по контролю за выборами Президента ИРИ лежит на Совете по охране конституции, однако до создания первого Совета по охране конституции эти обязанности выполняет Наблюдательная ассамблея, определяемая законом.

Статья 119.
Выборы нового Президента должны проводиться как минимум за 1 месяц до истечения полномочий предыдущего Президента. В период между выборами нового Президента и времени истечения полномочий предыдущего функции Президента ИРИ исполняет ранее избранный Президент.

Статья 120.
Если в течение 10 дней до голосования скончается один из кандидатов, который согласно данной Конституции имел право участвовать в выборах, выборы откладываются на 2 недели. Если в период между первым и вторым турами выборов скончается один из кандидатов, набравший в первом туре большинство голосов, выборы также переносятся на 2 недели.

 
Статья 131.
В случае смерти, отстранения от должности, отставки, отсутствия или болезни Президента в течение более 2 месяцев либо в случае, когда срок полномочий Президента истек, а новый Президент по каким-либо причинам еще не выбран, а также в других подобных случаях первый вице-президент с согласия лидера страны принимает на себя полномочия Президента, а совет, состоящий из председателя Меджлиса, главы судебной власти и первого вице-президента обязан в течение 50 дней организовать выборы нового Президента. В случае смерти первого вице-президента либо в других случаях, когда он не может принять на себя эти обязанности, а также если при Президенте нет должности первого вице-президента, лидер страны назначает вместо него другое лицо.

 
Статья 140.
Рассмотрение обвинений в адрес Президента, его заместителей и министров в обычных правонарушениях и преступлениях производится в общих судах системы правосудия с уведомлением Меджлиса Исламского Совета.


Согласно Конституции ИРИ, президент обладает следующими полномочиями и обязанностями:

 
Статья 113.
После лидера страны. Президент является высшим официальным лицом страны. Он отвечает за выполнение Конституции ИРИ и руководит исполнительной властью во всех сферах, кроме тех, что отнесены к непосредственному ведению лидера страны.

Статья 123.
Президент обязан после прохождения определенных законом процедур подписывать постановления Меджлиса или итоги референдума, представленные ему, а затем передавать их ответственным лицам для исполнения.

Статья 124.
Президент может иметь заместителей для выполнения его полномочий, предусмотренных законом.
Первый вице-президент по согласованию с Президентом направляет деятельность кабинета министров и других заместителей Президента.

Статья 125.
Президент или его законный представитель подписывает договоры и соглашения иранского правительства с другими государствами, а также договоры, относящиеся к международным организациям, после их ратификации Меджлисом Исламского Совета.

Статья 126.
Президент непосредственно несет ответственность за план и бюджет, управление и кадры и может возложить ответственность за эти сферы на другое лицо.

Статья 127.
В особых случаях Президент может в случае необходимости и по согласованию с кабинетом министров назначить одного или несколько своих представителей с конкретными полномочиями. В таких случая решения указанного представителя (или представителей) будут обладать законной силой решений Президента и кабинета министров.

Статья 128.
Послы назначаются по предложению министра иностранных дел и утверждаются Президентом. Президент подписывает верительные грамоты послов ИРИ и принимает верительные грамоты послов других стран.

Статья 129.
Президент вручает государственные награды.

Статья 130.
Президент подает прошение об отставке лидеру страны и продолжает выполнять свои обязанности до того времени, как отставка будет принята.

 
Статья 133.
Министры назначаются Президентом и представляются в Меджлис для получения вотума доверия. В случае изменения состава Меджлиса министры не обязаны заново получать вотум доверия. Закон определяет число министров и сферу полномочий каждого из них.

Статья 134.
Президент руководит кабинетом министров, контролирует его деятельность и своими решениями согласовывает деятельность правительства и всех министров, а также определяет программу и направления деятельности правительства и выполняет законы.
В случае проявления разногласий либо вмешательства в законные полномочия правительственных органов тогда, когда нет необходимости в истолковании и изменении закона, решение кабинета министров, принятое по предложению Президента, является обязательным для исполнения.
Президент отвечает за действия кабинета министров перед Меджлисом.

 
Статья 141.
Президент, заместители Президента, министры и правительственные служащие не могут иметь более одной государственной должности. Заниматься любой другой работой в учреждениях, капитал которых полностью или частично принадлежит государству или общественным учреждениям, а также быть депутатом Меджлиса Исламского Совета, адвокатом системы правосудия и юридической консультации, работать в качестве исполнительного директора и члена администрации различных частных компаний, кроме кооперативов управлений и учреждений для них запрещено. Исключением из этого положения являются преподавательские должности в учебных и научных заведениях.

Статья 142.
Собственность лидера страны. Президента, заместителей Президента, министров, а также их жен и детей проверяется главой судебной власти до и после окончания службы указанных лиц на предмет предотвращения ее незаконного приращения.
Часть вторая. Армия и Корпус стражей Исламской революции.



Comments

( 12 комментарии — Комментировать )
pingback_bot
May. 31st, 2011 08:06 pm (UTC)
Электоральная система Ирана и основные государственн
User al_khorasani referenced to your post from Электоральная система Ирана и основные государственные институты. Часть вторая saying: [...] Originally posted by at Электоральная система Ирана и основные государственные институты (Часть II) [...]
to_r
May. 31st, 2011 08:23 pm (UTC)
Мое почтение - можно только позавидовать.
(Deleted comment)
abruev
Jun. 1st, 2011 02:23 pm (UTC)
Согласен с Вами. А у нас, к сожалению, наоборот, при смене власти новый президент подписывает уходящему президенту гарантии неприкосновенности даже за совершенные преступления. Как говориться, почувствуйте разницу. :-(

pingback_bot
Jun. 1st, 2011 05:36 am (UTC)
Электоральная система Ирана и основные государственн
User sergey_verevkin referenced to your post from Электоральная система Ирана и основные государственные институты (Часть II) saying: [...] posted by  at Электоральная система Ирана и основные государственные институты (Часть II) [...]
pingback_bot
Jun. 1st, 2011 06:04 am (UTC)
Электоральная система Ирана и основные государственн
User kabirovmr referenced to your post from Электоральная система Ирана и основные государственные институты (Часть II) saying: [...] Originally posted by at Электоральная система Ирана и основные государственные институты (Часть II) [...]
pingback_bot
Jun. 1st, 2011 07:02 am (UTC)
Электоральная система Ирана и основные государственн
User uniteus referenced to your post from Электоральная система Ирана и основные государственные институты (Часть II) saying: [...] Originally posted by at Электоральная система Ирана и основные государственные институты (Часть II) [...]
pingback_bot
Jun. 1st, 2011 07:26 am (UTC)
Электоральная система Ирана и основные государственн
User fatima_zahra referenced to your post from Электоральная система Ирана и основные государственные институты (Часть II) saying: [...] Originally posted by at Электоральная система Ирана и основные государственные институты (Часть II) [...]
livejournal
Jul. 17th, 2012 04:38 am (UTC)
"Тепло, ещё теплее"
User kot_begemott referenced to your post from "Тепло, ещё теплее" saying: [...] Часть 2 [...]
livejournal
Nov. 9th, 2013 07:45 am (UTC)
Блогерский путеводитель по Ирану
User petroff_01_lip referenced to your post from Блогерский путеводитель по Ирану saying: [...] Электоральная система Ирана и основные государственные институты (часть 2) [...]
livejournal
Jan. 5th, 2014 11:11 am (UTC)
Блогерский путеводитель по Ирану: расширенный и допол
User loginov_lip referenced to your post from Блогерский путеводитель по Ирану: расширенный и дополненный saying: [...] Электоральная система Ирана и основные государственные институты (часть 2) [...]
livejournal
Oct. 17th, 2014 11:53 am (UTC)
Блогерский путеводитель по Ирану: расширенный и допол
User den_king referenced to your post from Блогерский путеводитель по Ирану: расширенный и дополненный saying: [...] Электоральная система Ирана и основные государственные институты (часть 2) [...]
livejournal
Oct. 17th, 2014 11:55 am (UTC)
Блогерский путеводитель по Ирану: расширенный и допол
User anrh_paganel referenced to your post from Блогерский путеводитель по Ирану: расширенный и дополненный saying: [...] Электоральная система Ирана и основные государственные институты (часть 2) [...]
( 12 комментарии — Комментировать )

Профиль

sajjadi
sajjadi
Реза Саджади

Календарь

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner