?

Log in

Предыдущая запись | Следующая запись

Originally posted by i_pankratenko at Саид Джалили: Ирано-российские отношения в новой международной ситуации

Секретарь Высшего Совета национальной безопасности Исламской Республики Иран Саид Джалили во время своего недавнего визита в Москву выступил перед студентами и преподавателями МГИМО.

Ниже приводится текст его выступления:

В этой университетской атмосфере вместо того, чтобы использовать дипломатическую риторику, я попытаюсь поставить некоторые вопросы и с вашей помощью получить на них ответы.

Иран и Россия:
1. являются государствами, геополитический потенциал которых предоставляет каждому из них существенные возможности;
2. являются государствами, обладающими общими интересами и сталкивающимися с общими угрозами;
3. являются государствами, у которых имеются разногласия по некоторым позициям, однако имеется и немало общего во взглядах на большинство вопросов.

Исходя из этих положений, представляется важным получить ответы на следующие вопросы:

• каковы должны быть отношения между двумя странами, чтобы они могли максимально обеспечивать интересы обеих сторон?
• соответствует ли нынешнее состояние отношений этой задаче?
• каким образом можно достичь такого благоприятного состояния?
• что препятствует достижению подобного благоприятного состояния отношений?
• имеется ли у обеих сторон возможность выбора иной стратегической альтернативы?
• в каких направлениях может осуществляться сотрудничество между двумя государствами?

- в области двухстороннего сотрудничества
- в области регионального сотрудничества
- в области международного сотрудничества

• каким образом можно добиться гармонии и согласия в осуществлении сотрудничества в этих трех областях?
• могут ли обе страны сформировать стратегический подход к осуществлению долгосрочного сотрудничества, которое отвечало бы интересам обоих государств?
• могут ли обе страны выработать тактику обеспечения долгосрочных интересов?
• может ли у обеих стран иметься другая альтернатива стратегического выбора или же другой альтернативы не существует?

Для ответа на эти вопросы требуется провести анализ нынешних мировых условий, поскольку:

- я убежден в том, что любое сотрудничество требует наличия общих взглядов и проведения совместного анализа;
- совместный анализ общих интересов и общих угроз не может ограничиваться исключительно двухсторонними отношениями;
- подобный анализ возможен только при условии проведения тщательной оценки возможностей других мировых игроков, в частности, степени их силы и слабости, способов их расстановки и, особенно, динамики развития их силы с точки зрения того, находится ли их могущество на этапе подъема или, наоборот, спада.

Сегодня в 2011 году наш анализ сводится к тому, что отношения между державами, сложившиеся после Второй мировой войны и победы Исламской Революции 1979 года, пережили в своем развитии три модели:

Модель первая – холодная война и разделение государств на два блока: восточный и западный. В этот период Исламская Республика Иран, выдвинув лозунг «ни Запад, ни Восток», не примкнула ни к одному из лагерей. Под тем же лозунгом выступали государства члены Движения неприсоединения (NAM). Однако Исламская Республика Иран не только стояла на позиции отрицания существующего порядка, но и была убеждена в том, что следует изменить этот порядок. В те годы Ирану была навязана 8-летняя война, результатом которой стало стойкое сопротивление нашей страны…

Вторая модель – отношения между странами после окончания холодной войны. В этот период США ощущали себя единственной сверхдержавой на международной арене и играли роль мирового жандарма и полицейского, называя это «управлением международным порядком». В те времена американские теоретики уже не довольствовались только лозунгом уничтожения Советского Союза. К примеру, Бжезинский в своей книге «Большая шахматная доска» откровенно вел речь о расчленении России на три части. В то же самое время США, опьяненные и воодушевленные своим успехом, начали осуществление своей военной стратегии, выразившейся в развязывании первой войны в Персидском заливе. Основу деятельности США составила оккупация Афганистана и Ирака, осуществленная без всякого разрешения со стороны Совета Безопасности. Декларируя в качестве основы своей политики два лозунга: демократию и свободный рынок, на международной арене Америка действовала прямо противоположным образом. Отрицание демократии в международных отношениях, сопровождавшееся односторонними военными действиями против государств, которые осуществлялись даже без ведома Совета Безопасности, и введение односторонних санкций против более, чем 40 государств мира – вот очевидный итог американской деятельности, который со всей наглядностью демонстрирует свое противоречие с декларируемыми лозунгами. В то время Исламская Республика Иран противостояла мощи США и серьезно выступала против американской политики, всеми легитимными способами высказывая свое несогласие с американскими действиями. Одновременно с этим, США применяли жесточайшее давление на Исламскую Республику Иран. В действительности, это давление осуществлялось в отместку за стойкость ИРИ в противостоянии США, НАТО и их корыстным целям, направленным на установление мировой диктатуры.

Однако на сегодняшний день Исламская Республика Иран смогла не только выстоять против оказываемого давления, но и продвинуться вперед в своем развитии. Национальный, региональный и международный потенциал Исламской Республики Иран не только не сократился, но и возрос. Мощь ИРИ направлена на укрепление мира и противодействие продвижению США и распространению нестабильности.

Третья модель – конец политики господства и одностороннего подхода. Мы убеждены в том, что периоду сверхдержав и односторонней политики США пришел конец. Несмотря на то, что США тщетно пытаются по-прежнему сохранять свое господство, период наращивания американской мощи остался далеко позади, и процесс спада этой мощи с каждым днем набирает все большую скорость. С каждым днем Соединенные Штаты теряют все больше позиций и бастионов, которые были приобретены ими за последние 60 лет. Модель поведения, избранная Исламской Республикой Иран и основанная на противостоянии высокомерным притязаниям США, сегодня получает все большее распространение. Мы становимся свидетелями падения одного за другим исторических союзников США в исламском мире. Да и в других районах мира, везде, где только появляется возможность свободного выбора, народ отторгает американских союзников. Итоги серии выборов, проведенных в странах Латинской Америки, таких как Эквадор, Венесуэла, Боливия, Никарагуа и т.д., идут вразрез с интересами США.

Мы убеждены в том, что в подобной ситуации нахождение ответов на вопросы, поставленные в начале беседы, приобретает смысл. В условиях нового мирового порядка отношения между Ираном и Россией могут создать возможность для подкрепления запросов мирового сообщества, направленных на противостояние политике одностороннего подхода.

Усилия по формированию новых отношений на международной арене, основанных на демократии и уважении прав народов, могут стать общей целью, а объединение потенциалов России и Ирана может сыграть эффективную роль в этом процессе.

Мы уверены в том, что, если Исламская Республика Иран в период холодной войны и политики американского единовластия смогла в одиночку выстоять и достичь прогресса, то в новые времена подобная модель поведения может оказаться еще более эффективной. Я полагаю, что в противовес действиям, подобным политике «мирового расширения НАТО», смысл которой выходит за рамки только военных целей и направлен на то, чтобы при помощи новой риторики добиваться единовластия и мирового господства, укрепление региональных возможностей, имеющихся в распоряжении таких регионов, как Кавказ, Средняя Азия, Ближний Восток и Персидский залив, может создать такой потенциал, который, поставит заслон экспансионистскому и захватническому продвижению отдельных держав, служа интересам народов этих регионов. Ирано-российские отношения, без всякого сомнения, в состоянии стать основным ядром, вокруг которого мог бы формироваться и наращиваться региональный потенциал противостояния американскому гегемонизму.


Comments

( 35 комментарии — Комментировать )
ray_idaho
Sep. 28th, 2011 09:04 am (UTC)
Интересно - будет ли мир снова двухполярным по классовому/религиозному признаку или же появится много идеологических и технологических зон
kastamuni
Sep. 28th, 2011 09:22 am (UTC)
Но какой полюс мог бы стать вторым?!
Нищие против богатых?
ray_idaho
Sep. 28th, 2011 11:39 am (UTC)
раньше был соцлагерь против капиталистического, по классовому принципу, сейчас скорее борьба зарождающихся империй
kastamuni
Sep. 28th, 2011 12:32 pm (UTC)
Но я не вижу ни одной зарождающейся империи кроме китайской... :(
ray_idaho
Sep. 28th, 2011 01:52 pm (UTC)
Халифат с Турцией или Ираном, Индия, Латинская Америка объединяется
kastamuni
Sep. 28th, 2011 02:40 pm (UTC)
Нет. Сунниты и шииты, боюсь, до халифата не договорятся. Не в ближайшую сотню лет. А до тех пор Иран останется де-факто один в исламском мире, особенно на фоне того, что первую скрипку там играет Саудовская Аравия по сути, чье отношение к ИРИ хорошо известно.
Да и Турция в этом плане, несмотря на всенародную поддержку ПСР и любовь лично к товарищу Эрдогану, всё же уже, так сказать, "испорчена" Ататюрком и его моделью, проводившейся в жизнь при преемниках Отца турков - они слишком привыкли к "европейским" благам и светскому образу жизни, там халифата не будет.
Индии также суждено остаться изгоем среди соседей, но она - самостоятельная микро-цивилизация. Только сил стать Империей у нее в одиночку не хватит. Потому я и рассуждал ниже о необходимости оси Москва-Тегеран-Дели.
Латинская Америка тоже навряд ли объединится, пока США являются жандармом региона и разделяют/властвуют по всей ее территории...
ray_idaho
Sep. 29th, 2011 04:55 am (UTC)
не слишком разные страны - Россия, Иран и Индия?
kastamuni
Sep. 29th, 2011 06:39 am (UTC)
Разные. Но есть одна общая черта: все они являются своего рода одинокими среди достаточно враждебного окружения. В советское время мы активно дружили с Индией, видным членом движения неприсоединения, но после смены власти в нашей стране и убийства нашего друга Раджива Ганди (что произошло почти одновременно) связи были утеряны. Иран, в свою очередь, также имеет хорошие отношения с Индией - обе страны активно сотрудничают друг с другом по вопросам поставок энергоносителей. И ещё: в геополитическом смысле мы являемся странами противолежащими, то есть не имеем общих границ (и, следовательно, прямого столкновения интересов), но имеем общих соседей, достаточно враждебных нам всем. Для Индии и Ирана таким соседом-соперником является Пакистан. Для нас с Индией - Китай. С Ираном, возможно, Турция или Азербайджан. Кроме того, Тегеран дружит с нашим последним союзником в регионе - Дамаском. Он тоже должен примыкать к оси. Как и Ереван, о чём армянские националисты уже писали ниже ;-)
ray_idaho
Sep. 29th, 2011 06:59 am (UTC)
ну тогда надо еще искать друзей в Латинской Америке
kastamuni
Sep. 29th, 2011 11:01 am (UTC)
Венесуэла, Боливия, Эквадор, Никарагуа.
Просто они далеко (((
ryboved
Sep. 28th, 2011 09:45 am (UTC)
Главное, чтобы мир от глобализма не скатился к империализму, и, соответственно к империалистической войне.
kastamuni
Sep. 28th, 2011 09:23 am (UTC)
Хорошо сказано.
Я считаю, что нашим странам действительно нужен равноправный союз.
Но именно - равноправный.
ryboved
Sep. 28th, 2011 09:41 am (UTC)
Иранцы всегда во всем обвиняют США. Но дело ведь не в США, а в том, что существует международный финансовый капитал. Американское государство лишь обслуживает его интересы. А интересы эти состоят только лишь в обогащении ничтожной части населения Земли.
Сотрудничество с Ираном для России, это ключ к решению многих проблем. И самая главная из этих проблем - поиск взаимопонимания между русскими и мусульманами. Сейчас в России активизировались силы откровенно фашистского толка, которые стремятся к тому, чтобы расчленить Федерацию, поссорить ее с соседями, с которыми десятилетиями жили в мире. Для этого ведется лживая пропаганда против рабочих "исламского" происхождения, устраиваются теракты, провоцируются массовые столкновения на этнической (а скоро и на религиозной) почве.
Естественно, все это приведет к еще большему закабалению народов нашей страны международным финансовым капиталом.
Поэтому нам срочно нужно искать точки соприкосновения с исламом. Иран с его антиглобалистской борьбой, вполне может стать такой точкой.
bantaputu
Sep. 28th, 2011 09:56 am (UTC)
Да, проблема не в США как таковых, а в том, что миром правят люди, считающие личное обогащение главной, универсальной ценностью. США же лишь инструмент в их руках. Боевой робот. :)

Противопоставить злу можно и нужно иные ценности. Но взять их готовыми откуда-либо (из какой-либо религии или философии, или, допустим, из социалистического мировоззрения) едва ли удастся. Проблема в том, что мир уже пережил этап развития, когда ценностная база могла развиваться в рамках отдельной страны, отдельной нации. Национальный период развития человечества объективно закончился, и начался новый. Интернациональный, или глобалистский - как хотите. Соответственно, и ценности нужно вырабатывать новые, универсальные. Вселенские, бишь. Нужна революция в сознании, которая вобрала бы в себя всё лучшее из уже имеющегося и создала бы нечто новое. До тех пор, пока новая ценностная система, способная противостоять власти глобализированного финансового капитала, не выработана и не принята человечеством, добро сможет лишь обороняться от зла, но не может вести наступление. Ведь мы пока не знаем, куда идти.

Перефразируя высказывание из одной известной книги скажу, что тем, кто не хочет мереть, придётся измениться. Нужно быть готовыми к серьёзным переменам. Готовыми мыслить иначе.
fatih_irevanli
Sep. 28th, 2011 12:53 pm (UTC)
ога, и налаживать взаимодействие с мусульманами посредством шиитского Ирана - самое оно...
bantaputu
Sep. 28th, 2011 09:46 am (UTC)
Хороший текст. Понравилось. Вопросы поставлены верно.

По существу: нужна основа для объединения не "против", а "за". Недостаточно лишь призывать к совместному сопротивлению западному колониализму. Нужна позитивная цель.

Нужно некое представление о справедливом мире для всех, которое можно было бы предложить и другим странам. И нужны люди, готовые вести каждую страну по новому пути. Не знаю, как в Иране, а в России с последним очень плохо. Собственно, в этом и состоит основная проблема. Пока что российское руководство мечтает только о том, чтобы стать незаменимым для Запада - это их стратегия личного выживания.

Хорошо, что Саид Джалили повёл разговор об общих, а не о частных вопросах. Сейчас нам нужно формирование самого общего взгляда на вещи. Однако по существу он продвинулся недалеко. "Демократия и права народов" как основа для построения мира будущего выглядят очень неопределённо. "Демократическую" риторику использует и Запад. Если "права народов" означают просто уважение суверенитета, то они скорее разделят, чем объединят нас.

Нужно начинать разговор с главного - с того, что такое человек и зачем он живёт на этой земле. Нужно найти формулу, которая не разделяла бы нас, и добиться от самих себя её признания. Это большая работа.

Надо думать.
(Deleted comment)
bantaputu
Sep. 28th, 2011 10:42 am (UTC)
В Ереван ось не воткнёшь - мелковат. Разве что вешку.

Без обид.
(Deleted comment)
bantaputu
Sep. 28th, 2011 12:20 pm (UTC)
:) Это вопрос точки зрения. С моей саму эту весёлую троицу если и видно, то лучше бы этого не было. :)

"Частью оси" - вполне возможно. Даже весьма. Но самостоятельным субъектом - едва ли. Собственно, я об этом. В любом случае Армения будет площадкой для игры великих держав, старающейся выгадать на противоречиях между ними. По крайней мере, до тех пор, пока Армения не выдвинет собственный интернациональный проект. А она, кажется, ничего подобного не планирует. Всё национализмом балуется.
kastamuni
Sep. 28th, 2011 12:42 pm (UTC)
Очень хорошо сказано про Армению. Никто не отрицает того, что Ереван также является нашим союзником, но...
А вообще-то ось действительно должна быть создана, но Москва-Тегеран-Дели.
evgeny_bykow
Sep. 28th, 2011 10:00 am (UTC)
по теме
Считаю, что в свете всего сказанного господином Джалили России нужно стремиться к союзу с Ираном не по звонкой монете, а по Совести, и явить тем самым всему миру пример Рыцарского Братства...
bantaputu
Sep. 28th, 2011 10:33 am (UTC)
Re: по теме
Не знаю насчёт "Рыцарского Братства"; это слишком неопределённо и элитарно по нынешним временам. А вот "Совесть" - хорошее слово.

Кстати, а давно у рыцарей появилась совесть? :) Кто включил её в список рыцарских добродетелей? :)
evgeny_bykow
Sep. 29th, 2011 08:28 am (UTC)
Re: по теме
Кстати, а давно у рыцарей появилась совесть? :) Кто включил её в список рыцарских добродетелей?

Так ведь Совесть и Честь были главными отличительными чертами рыцарского сословия всё средневековье пока тамплиеры-асассины и некоторые другие им подобные ордена "с двойным дном" не подгадили...
pingback_bot
Sep. 28th, 2011 10:25 am (UTC)
Саид Джалили: Ирано-российские отношения в новой между
User ruslan63 referenced to your post from Саид Джалили: Ирано-российские отношения в новой международной ситуации saying: [...] Оригинал взят у в Саид Джалили: Ирано-российские отношения в новой международной ситуации [...]
pingback_bot
Sep. 28th, 2011 11:31 am (UTC)
Саид Джалили: Ирано-российские отношения в новой между
User siger013 referenced to your post from Саид Джалили: Ирано-российские отношения в новой международной ситуации saying: [...] Оригинал взят у в Саид Джалили: Ирано-российские отношения в новой международной ситуации [...]
pingback_bot
Sep. 28th, 2011 12:46 pm (UTC)
основное ядро
User spectat referenced to your post from основное ядро saying: [...] формироваться и наращиваться региональный потенциал противостояния американскому гегемонизму. via [...]
pingback_bot
Sep. 28th, 2011 01:00 pm (UTC)
втыкать медленно
User fatih_irevanli referenced to your post from втыкать медленно saying: [...] 2011-09-28 09:59 am UTC (ссылка [...]
pingback_bot
Sep. 28th, 2011 03:59 pm (UTC)
Саид Джалили: Ирано-российские отношения в новой между
User kloss_021 referenced to your post from Саид Джалили: Ирано-российские отношения в новой международной ситуации saying: [...] Оригинал взят у в Саид Джалили: Ирано-российские отношения в новой международной ситуации [...]
pingback_bot
Sep. 28th, 2011 05:35 pm (UTC)
Саид Джалили: Ирано-российские отношения в новой между
User sergey_verevkin referenced to your post from Саид Джалили: Ирано-российские отношения в новой международной ситуации saying: [...] Оригинал взят у в Саид Джалили: Ирано-российские отношения в новой международной ситуации [...]
bantaputu
Sep. 28th, 2011 08:21 pm (UTC)
Там Наполеончик погремушкой грозится. Ошалел от ливийской крови.

Будьте аккуратны. Он неадекватен и способен на нерациональные поступки.

Понравилось:

нанесение ударов по Ирану будет "невероятно трудной" задачей, которая обернется "катастрофическими последствиями" для всего региона.

То есть, человечек понимает размер грабель, и говорит, что готов на них прыгнуть. Случай клинический.

evgeny_bykow
Sep. 29th, 2011 08:31 am (UTC)
карикатура
Впечатляет однако ж :) но не "наполеончика", потомка местечковых скрипачей
dagens05
Sep. 28th, 2011 09:47 pm (UTC)
В одном бесспорно И.Р.И. - флагман. Она- самая независимая от США в мире страна.
carrrsa
Sep. 30th, 2011 09:21 am (UTC)
Извините, что не по теме, но вот это Вам, возможно, интересно будет http://odin-moy-den.livejournal.com/426477.html про русско-иранскую семью в Иране
zarava
Oct. 1st, 2011 01:51 pm (UTC)
Господин Посол, к сожалению, не могу опубликовать весь текст интервью, снова глючит редактор, но я послала файл на почту. Думаю, это интересно не только мне:)
http://zarava.livejournal.com/121236.html
pingback_bot
Oct. 2nd, 2011 11:25 pm (UTC)
Саид Джалили: Ирано-российские отношения в новой между
User belgusha referenced to your post from Саид Джалили: Ирано-российские отношения в новой международной ситуации saying: [...] Оригинал взят у в Саид Джалили: Ирано-российские отношения в новой международной ситуации [...]
Олег Владимирович Козырев
Nov. 26th, 2011 12:14 am (UTC)
Ирано-российские отношения...
Бжезинскому наша "элита" в рот заглядывает и руки целует. Россия-Индия-Иран вне сомнений естественные союзники. Однако во время очередного обострения отношений Ирана с Западом, Россия без зазрения совести, по "просьбе", кинула Иран, кинула в остро необходимом ему оборонительном оружии. Помню так-же поступал Ельцин. Цена такой дружбы-грош. Сегодняшнии правители России хоть нам то, своим гражданам, стали бы союзниками, а сейчас без сомнения враги. Россия струсит идти на сильное сближение с Ираном, слишком большой риск во всех смыслах. Но хитро, в рамках Каспийских отношений можно было-бы многое сделать для Ирана. Подчёркиваю, Иран находится в гораздо лучшем положении, чем Россия. Если кто-то может спорить на счёт стран, на счёт народов точно спорить нечего.
( 35 комментарии — Комментировать )

Профиль

sajjadi
sajjadi
Реза Саджади

Календарь

July 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner