Реза Саджади (sajjadi) wrote,
Реза Саджади
sajjadi

Categories:

Эйнштейн о Палестине и сионизме

Существуют определенные разногласия касательно политических взглядов Эйнштейна, особенно в том, что связано с палестинским вопросом и созданием еврейского государства.

Многие сионисты заявляют, что Эйнштейн состоял в их рядах. Однако Эйнштейн был пацифистом, универсалистом и питал глубокое отвращение к национализму.

Недавно вышедшая книга Фреда Джерома «Эйнштейн об Израиле и сионизме: провокационные мысли ученого о Ближнем Востоке» (Einstein on Israel and Zionism: His Provocative Ideas About the Middle East, New York: St. Martin’s Press, 2009) вновь привлекла всеобщее внимание к политическим взглядам Эйнштейна касательно Ближнего Востока.

Лучшим доказательством позиции Эйнштейна по вопросу Палестины и сионизма служат его собственные слова и действия.
Так, например, Эйнштейн прочел речь-презентацию перед Англо-американским комитетом по расследованию, изучавшим палестинскую проблему в январе 1946 г., в которой выступил против создания еврейского государства (в статье Адама Горовица «Эйнштейн об Израиле» (Einstein on Israel, Mondoweiss, 28 мая 2009 г.) полностью раскрыта все история этих дебатов касательно сионизма и еврейского государства).

Приведем здесь цитату из свидетельства Эйнштейна перед судьей Хатчесоном, американским Председателем Комитета:

Судья Хатчесон: Сионисты сообщили нашему Комитету, что ни одно полное страсти еврейское сердце не успокоится, пока для них не будет создано еврейское государство в Палестине. Как я понимаю, они настаивают на том, что евреев там должно быть большинство по сравнению с арабами. Арабские представители сообщили нам, что арабы не собираются соглашаться на подобное условие, они (sic) не позволят превратить себя из большинства в меньшинство.

Д-р Эйнштейн: Да.

Судья Хатчесон: Я спрашивал этих разных представителей, необходимо ли (согласно праву или привилегии евреев), чтобы евреи отправились в Палестину, необходимо ли, с точки зрения подлинного сионизма, создать ситуацию, в которой евреи обладали бы еврейским государством и еврейским большинством, не заботясь о мнении арабов. Вы разделяете эту точку зрения, или вы считаете, что этот вопрос можно было бы решить каким-либо иным способом?


Д-р Эйнштейн: Да, без сомнения. Мне не по душе идея о создании такого государства. Я не могу понять, для чего оно нужно. Это связано с множеством сложностей и ограниченностью мышления. Я считаю, это плохо.

Судья Хатчесон: Разве с духовной и этической точки зрения – я не имею в виду, что именно это конкретное сионистское движение, не имею в виду саму идею настаивать на том, что еврейское государство непременно должно быть создано… разве это не анахронизм?

Д-р Эйнштейн: Как мне кажется, да. Я против этого…

(в статье Адама Горовица «Эйнштейн об Израиле» (Einstein on Israel, Mondoweiss, 28 мая 2009 г.) полностью раскрыта все история этих дебатов касательно сионизма и еврейского государства).

Альберт Эйнштейн написал письмо «Американским друзьям борцов за свободу Израиля» вскоре после резни в Дейр-Ясине, в котором назвал «Иргун», во главе с Менахимом Бегимом (позднее ставшим премьер-министром Израиля) и «Банду Штерна» (членом которой был Ицхак Шамир, еще один будущий премьер-министр Израиля) террористическими организациями и отказался поддерживать этих «введенных в заблуждение и преступных людей» (http://www.ifamericansknew.org/history/ter-einstein.html).

Альберт Эйнштейн, Сидни Хук, Ханна Арендт и 25 других знаменитых евреев, в письме в «Нью-Йорк Таймс» (4 декабря 1948 г.) осудили партию Менахема Бегима и Ицхака Шамира – «Ликуд», как «фашистскую» и поддерживающую «адскую смесь ультра-национализма, религиозного мистицизма и расового превосходства» (письмо в «Нью-Йорк Таймс» было перепечатано в книге «Изгнанные пророки: Сто лет произведениям еврейских диссидентов, пишущих о сионизме и Израиле» (Prophets Outcast: A Century of Dissident Jewish Writing about Zionism and Israel, под редакцией Адама Шаца, New York: Nation Books, 2004, с. 65-67).

В 1950 г. Эйнштейн опубликовал нижеследующее заявление по вопросу сионизма. Первоначально он прочел эту речь перед Национальным Рабочим Комитетом Палестины в Нью-Йорке, 17 апреля 1938 г., но после создания Израиля, ученый решил еще раз напечатать этот текст:

«Я бы с куда большим удовольствием увидел разумное соглашение с арабами на основе совместного проживания в мире и согласии – а не создание еврейского государства. Даже если забыть о практических аспектах, мое знание истинной природы иудаизма вызывает сопротивление самой мысли о еврейском государстве с границами, армией и определенной долей светской власти, не важно, насколько эта доля скромна. Я опасаюсь внутреннего разрушения, которое понесет тогда иудаизм – особенно в связи с развитием узколобого национализма внутри наших собственных рядов, против которого нам и так уже приходится бороться, даже без всякого еврейского государства».

(Альберт Эйнштейн, «Из моих последних лет» (Out of My Later Years, New York: Philosophical Library, 1950, с. 263). Данная речь также воспроизведена в книге «Изгнанные пророки: Сто лет произведениям еврейских диссидентов, пишущих о сионизме и Израиле» (Prophets Outcast: A Century of Dissident Jewish Writing about Zionism and Israel, под редакцией Адама Шаца, New York: Nation Books, 2004, с. 63-64). Также см. книгу Фреда Джерома «Эйнштейн об Израиле и сионизме: провокационные мысли ученого о Ближнем Востоке» (Einstein on Israel and Zionism: His Provocative Ideas About the Middle East, New York: St. Martin’s Press, 2009)

Эйнштейн также отказался от поста Президента государства Израиль (см. книгу Эвана Уилсона «Решение по Палестине» (Decision on Palestine, Stanford, California: Hoover Institution Press, 1979, с. 27). Уилсон служил в Палестинском отделе Департамента по государствам ООН, в момент создания Израиля).

В книге «Альберт Эйнштейн: биография» (Albert Einstein: A Biography, Viking, 1997), Альбрехт Фолсинг делится следующим откровением касательно предложения, сделанного Эйнштейну – стать вторым Президентом Израиля: «Пока Бен-Гурион ожидал решения Эйнштейна, он спросил за чашкой кофе своего помощника, будущего Президента Ицхака Навона: «Скажи, что мне делать, если он скажет «да»? Мне пришлось предложить ему этот пост, потому что не предложить было невозможно. Но если он это предложение примет, нас всех ждут большие неприятности». (Альбрехт Фолсинг, «Альберт Эйнштейн: биография» (Albert Einstein: A Biography, Viking, 1997, с. 735). Процитировано в статье д-ра Мохаммада Омара Фарука «Эйнштейн, сионизм и Израиль: расставляем все по своим местам» (Einstein, Zionism and Israel: Setting the Record Straight, июль 2006, http://www.globalwebpost.com/farooqm/writings/other/einstein.htm)

Отказавшись от поста Президента Израиля, Эйнштейн написал своей приемной дочери Марго. Он сказал: «Если бы я стал Президентом, однажды мне пришлось бы сказать жителям Израиля такие вещи, которых они не желали бы услышать». (Цитата Фарука по книге Фреда Джерома и Роджера Тейлора «Эйнштейн о расах и расизме» (Einstein on Race and Racism, Rutgers University Press, 2005, с. 111; другие источники приведены на с. 307, сноска 25)).

Эйнштейн участвовал в XVI-м Конгрессе сионистов в 1929 г. Мировая сионисткая организация (WZO) упоминает и описывает Эйнштейна в документе, опубликованном в 1997 г. Документ раскрывает много интересного, и кому, как не WZO знать, кто был и кто не был на деле сионистом.

XVI-й Конгресс сионистов (1929) принял решение об основании Еврейского агентства для Израиля, которое должно было стать общей организацией, в которую вошла бы и Мировая сионистская организация и те, кого знали, как «НЕ-сионистов» - на основании убеждения, что в строительстве Национального дома должны участвовать все евреи. После завершения Конгресса, прошло заседание правления Еврейского агентства. Из 224 его членов, 112 были сионистами (членами WZO), включая профессора Хаима Вейцмана (избранного Президентом Еврейского агентства), Наума Соколова, Менахема Уссишкина, Шемарьяху Левина, Давида Бен-Гуриона, рабби Узиеля; 112 членов –НЕ-сионистов включали Луиса Маршалла, Шалома Аша, Альберта Эйнштейна, Леона Блума и членов семьи Ротшильдов.

(Цитата Фарука по «Год сионизма» (изд. Сионисткого Генерального Совета, WZO: The National Institutions, Structure and Functions, 1997, с. 47).

Цитируя Дэвида Горовица:

«Неприятие Эйнштейном Израиля было широко известно, об этом часто писали при его жизни. На самом деле, миф о том, будто Эйнштейн поддерживал Израиль, родился на следующий день после смерти ученого, из-за некролога в «Нью-Йорк Таймс», где бесстыдно утверждалось будто он боролся за создание еврейского государства. Эти слова противоречат статьям из исторических архивов, которые писались в течение десятков лет. Джером приводит некоторые примеры, включая статью 1930 г., под заголовком «Эйнштейн против сионистской политики Британии», статью 1938 г., указывающую, что Эйнштейн был против государства в Палестине и статью 1946 г., утверждающую «Эйнштейн запрещает создание еврейского государства».

(Цитата Фарука по «Год сионизма» (изд. Сионисткого Генерального Совета, WZO: The National Institutions, Structure and Functions, 1997, с. 47) См. также о том, как лица, поддерживающие Израиль не желали опровергать внезапное изменение взглядов Эйнштейна касательно сионизма (Адам Горовиц, Mondoweiss, 29 июля 2009г. См. также Ким Петерсен «Развенчанный миф: Альберт Эйнштейн не был сионистом – утверждают диссиденты» (A Myth Exposed: Albert Einstein Was Not a Zionist, Dissident Voice, 1 мая 2003 г.).

Очевидно, что Альберт Эйнштейн не поддерживал политический сионизм и возражал против создания еврейского государства на этнической или расовой основе. Его политические взгляды были на удивление постоянными – он неизменно поддерживал универсальность прав человека. Ученый противостоял войнам и шовинистическому этническому национализму. Сегодня Эйнштейн превратился в знаковую фигуру науки и политики. Однако, к сожалению, многие забывают его мудрые слова касательно Палестины и ее конфликта с политическим сионизмом.

Эдвард Корриган
(Эдвард Корриган – юрист с дипломом в области законов о гражданстве и иммиграции, а также по защите беженцев; проживает в Онтарио (Канада). Он опубликовал множество статей по проблемам Ближнего Востока, а также законодательства о гражданстве и иммиграции).


Tags: Новости и политический анализ, Репост, Это интересно
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →