Реза Саджади (sajjadi) wrote,
Реза Саджади
sajjadi

Categories:

Астрахань - Персия: История Связи

Оригинал взят у opeka_astrakhan в http://opeka-astrakhan.livejournal.com/334146.html

Сегодня Россия и, в частности, Астраханская область, очень активно сотрудничает с ИР Иран. Связи этой одной из древнейших цивилизаций с нашей землёй прослеживаются из глубины веков. Мне бы хотелось в преддверии предстоящего автопробега "Баренцево море - Персидский залив" рассказать вам побольше об истории отношений Персии и Астрахани.

Первую информацию об этом можно почерпнуть уже из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: "В 14 в. Сарай был уже крупнейшим городом на Волге, где жили “разные народы: монголы, асы (аланы), кипчаки, черкесы, русские и византийцы”. Купцы же и чужеземцы из обоих Иранов, Египта, Сирии и других мест живут в особом участке” - то есть, уже во времена Золотой Орды персы прочно обосновались в её столице Сарай-Бату, находящейся на территории нынешней Астраханской области.

С началом русского владычества на Нижней Волге выходцы из Персии никуда не исчезли. Об этом можно судить хотя бы по заметке Дон-Хуана Персидского, прошедшего в составе персидского посольства через Астрахань в 1599: «В Астаркане 5000 жителей. Все дома их деревянные, только крепость, очень сильная, где живёт главный начальник, выстроена из камня; стены её значительной высоты и толщины. Она охраняется весьма бдительно множеством ратников, и доступ в неё можно получить только по особому разрешению… собственно татары бродят по полям, как бедуины, и только христиане-московиты населяют застроенные места… Сюда съезжается множество купцов из Московии, Армении, Персии и Турции. Главный предмет его торговли — соль».


В царствование Алексея Михайловича торговля с Персиею приняла большие размеры для того времени, чему много способствовали льготы, дарованные персидским шахом Аббасом II русским торговым людям. В это время на торговой арене А. являются армяне, забравшие в свои руки всю ее внешнюю торговлю.

В 1664 году персидский шах Аббас II усилил торговые отношения с Россией и дал исключительные привилегия русским купцам. Через три года шах просил у России дозволить особой армянской кампании, состоящей из персидских подданных, производить торг шелком-сырцом через Россию. Разрешение было получено, и при этом русские брали на себя охрану провозимых товаров за особую плату. Главным товаром, привозимым в то время из Персии, был шелк-сырец, торговля которым передается в руки армян, образовавших в 1667 году Джульфинскую К°

С 17 в. Астрахань стала снабжать Москву виноградом и вином, о чем свидетельствуют Адам Олеарий и Стрюйс. В 18 в. к товарам, производимым в Астрахани добавились изделия из шелка-сырца, привозимого из Персии, причем объем произведенной в Астрахани продукции превышал количество ввозимых с Востока готовых шелковых изделий.

К 1616 г. относится упоминание мечети на Гилянском дворе г. Астрахани. Она была поставлена для персидско-подданных (а значит, была, скорее всего, шиитской). Мечеть ставили сами персы. Впоследствии у персов-шиитов в Астрахани была своя каменная мечеть, построенная на средства персидского общества в 1860 году и частично сохранившаяся по адресу Кирова, 40. Она представляла собой изящное здание кубической формы с полусферическим куполом и четырьмя минаретами по углам. Вначале мечеть имела деревянную ограду и деревянные ворота в виде арки. Затем была построена каменная ограда. Астраханский краевед А.Н. Штылько писал: «Это довольно красивое и не старое... здание с минаретами. Внутренность его оригинальна, но не изящна, плохо украшена. Коридоры темные, мрачные, низкие». Мечеть управлялась особым советом. Желающим посетить персидскую мечеть ради любопытства рекомендовалось вначале переговорить с муллой, членами совета или, в крайнем случае, с персидским консулом, а также соблюдать все правила поведения в мечети.




В 1939 году Персидская мечеть была закрыта. Ее помещение было передано под цех швейной фабрики. Главный объем бывшей мечети сохранился до нашего времени. Здание сильно подпорчено перестройками. Так, сейчас отсутствуют завершавшие его восьмерик и четыре башенки-минареты по углам. Пилястры, рустовка на фасадах, несомненно, взяты из арсенала позднего классицизма. А вот дугообразные тяги, образующие стрельчатую арку наличника окна, или боковые галереи в интерьере – явно отголоски традиционных форм мусульманской культовой архитектуры.

Интересно почитать и записки Яна Потоцкого в его произведении "Путешествие Яна Потоцкого в Астрахань и окрестные страны в 1797 году":

"5 числа (июня) Я имел удовольствие провести несколько часов с графом Валерианой Зубовым, который возвращался с персидской войны. ..я, к великому моему удовольствию, узнал, что есть округ, именуемый Талышинским (в Персии), которым управляет особый хан и в котором говорят языком, коего персы не понимают. О существовании сего небольшого государства узнал я сначала из одной немецкой книги (Der Allneuerste Staat von Kasan, Astracan, Georgien и проч. Нюремберг 1724.— I том в 12 д. л. с рисунками. — Переведенное мною место находится на странице 334.); в ней говорится следующее: "В Гилане есть два рода жителей: гиланцы и тальяне, одни живут в долинах, другие в горах; гиланцы говорят языком, который есть не что иное как наречие персидского; язык тальян совершенно отличен, так что оба эти народа друг друга не понимают; собака по-талышински и по-персидски называется спаке, а по-гилански сек”. А я помню, что единственное индийское слово, сохраненное нам Геродотом, есть спако (сука), которое очень похоже на спаке. Неужели тальяне суть остаток индийцев"
"9 (июня) В Астрахани больше купцов персидских, нежели индейских; я видел двести первых, собравшихся в караван-сарае, который они украсили для праздника Госсейна; здание было освещено большими фонарями в китайском вкусе, что производило прекрасный вид."

Подданые Великого Шаха Персидского для Астрахани были самыми многочисленными иностранцами. Ведь с родными краями их разделял всего лишь Каспий. Поэтому персидские купцы не поскупились на величественное здание, архитектурно похожее на привычный им, восточный караван-сарай. Стройка производилась в 1852-1863 годах, хотя на этом месте он существовал в деревянном виде с 17 века. Персидский купец Аджи Усейнов перестроил караван-сарай в камне и его фамилия владела им до самой революции. Снаружи постройка выглядела типичной для эпохи классицизма: хоть и с двумя мезонинами, но достаточно скромной. Зато внутри это была настоящая Азия...






За сто лет, как можно заметить на фотографиях, особо ничего не изменилось. В казенных документах писали – «Верхний этаж дома занимали квартиры и номера, нижний этаж – магазины, питейные заведения. В XX в. памятник продолжал использоваться по первоначальному назначению».

Вот ещё некоторые данные на конец 19 века из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона:
«иностранных подданных (прим. - в Астрахани) - 971, преимущественно персы, несколько хивинцев, бухарцев и европейцев...»
«В 1870 г. открыта А. биржа и биржевой комитет. Общая ценность привезенной и отправленной клади в А. в 1889 г. простиралась до 30441044 р. По роду товаров общее количество отправленного груза было: рыбных товаров - 8388560, нефтяных продуктов - 31347831, прочих товаров - 2753575 пудов, а всего 42489966 пудов ценностью клади на сумму 13813676 рублей. Отпуск товаров за границу ограничивается преимущественно Персиею, куда отправлено товаров на сумму 17 3 6323 руб. и золотой и серебряной монеты на 1186954 руб... Главнейшие предметы вывоза, за исключением золота и серебра, были: бумажные ткани, холст, сахар, железные и медные изделия, стекло, галантерейные вещи, писчая бумага, соль, краски и некоторые друг. товары. В привозе заграничным путем было: из Персии на 2817623 руб.. Главный продукт хлопок; кроме него, главнейшие предметы ввоза составляли фрукты, рис, орехи, шелк и изделия из него, кожи, шерсть, рыбные продукты и некоторые другие товары».

Проживавшие в Астрахани с XVII в. вплоть до их депортации в 1930-х гг.персы всегда составляли особую группу и добавляли городу восточного колорита главным образом своим экзотическим видом и празднествами. Персидское присутствие в городе, даже после высылки иранских подданных в 30-х гг. 20 в. оставило в наследие термин “амбал” (“анбал”). Так называли грузчиков – персов на пристанях, а в астраханском говоре “амбал” стало синономом физически сильного человека.

А от сожительства на астраханской земле персиян с татарками, вскоре, кстати, образовалось общество гилянских татар!







Tags: История Ирана, Репост, Россия и Иран
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments