Предыдущая запись | Следующая запись
Мои дорогие друзья,
Эта статья написана не мной, но поскольку речь в ней идет об исторических фактах, связанных с взаимоотношениями Ирана и России и отношением некоторых иранцев к СССР, привожу ее тут, чтобы вы могли получить представление о том, как оценивают данный вопрос иранские историки, когда говорят об СССР.
---
Первая волна мигрантов, иранцев-большевиков, членов Народной партии Ирана («Хезбе-Туде»), бежала в Россию в поисках политического убежища, как только произошла большевистская революция, еще при В. И. Ленине. Эти люди были идеалистами, беспрекословно верившими в ленинские идеи. Как ни странно, многие поначалу прижились в коммунистической России. Возможно, потому, что в те первые годы жизнь там соответствовала их представлениям о «пути к коммунизму».
Но так продолжалось недолго. Увы, сталинские репрессии не пощадили иранцев, проживавших в те годы в СССР – многие погибли в лагерях ГУЛАГА или были подвергнуты пыткам и казнены «за шпионаж». У большинства не осталось даже могил.
Ата Сафави, известный в Таджикистане врач и узник ГУЛАГА, позднее написал книгу воспоминаний под названием «В Магадане никто не стареет». Мечтая изучать медицину в СССР и не имея возможности законно въехать в страну, Сафави честно сдался советскими пограничникам. Вместо университета он попал в тюрьму: получил 3 года за незаконный переход границы. В 1948 году Ата Сафави едва не погиб во время масштабного землетрясения в Ашхабаде: пролежал под завалами три дня, пока его не нашли. Едва Сафави отсидел свой срок, как ему тут же дали новый: 10 лет в Магадане за «шпионаж в пользу Ирана и Америки».
Позднее, после жизни в Таджикистане и Иране, Ата переехал в Торонто, где он скончался несколько лет назад. С ним делали множество интервью, про него писали статьи и снимали документальные фильмы. Он стал своеобразным символом иранцев в советском ГУЛАГе.
Существует также книга под названием «Дом дяди Иосифа», написанная Атабаком Фатуллазаде. Подробно анализируя ситуацию в СССР в те годы, автор критикует слепую веру Народной партии Ирана в коммунизм.
Один из самых известных представителей первой волны иранской миграции в СССР - Абулькасим Лахути - иранский поэт, писатель и политический деятель. Его могила находится на Новодевичьем кладбище в Москве.
Когда сталинская эпоха подошла к концу, в СССР стали переезжать группы иранских интеллектуалов (вторая и третья волны миграции). Как правило, это были члены Народной партии Ирана («Хезбе-Туде»), запрещенной в Иране. В СССР приезжали учиться, «перенимать опыт» коммунистической системы, приобщаться к искусству (одна из известных в те времена иранских балерин училась балету именно там). Интересно, что после знаменитого выступления Никиты Хрущева, обличавшего несправедливые приговоры сталинских времен, иранцы-коммунисты не пожелали поверить в правдивость его слов. Они бежали в Советский Союз, считая его своей Меккой, «колыбелью социализма» и царством справедливости.
Тем сильнее было их разочарование. Но для многих одним разочарованием дело не ограничилось.
Не у всех искавших убежища иранцев была возможность попасть в СССР законным образом. Многие переходили границу неподалеку от Тебриза. Это грозило допросами и тюремными сроками, хотя к мигрантам этой волны относились мягче. Но новая родина требовала полного самопожертвования: незаконно перешедших границу иранцев посылали работать в Алма-Ату, Ашхабад, на угольные шахты и другие вредные производства. Жизнь мигрантов была очень тяжела и проходила под зорким оком КГБ. Те, кого не губили тяготы жизни в чужой стране, впадали в депрессию, порой и кончали с собой.
Наиболее ярким представителям Народной партии Ирана все же удалось обратиться к Хрущеву с просьбой дать им возможность вести партийные собрания, где присутствовали бы только иранцы. Но, разумеется, всякий раз на собраниях сидел и русский «товарищ»-соглядатай. Иранцам ответили согласием, когда те попросили о возможности получать «родные» газеты на фарси, чтобы знать, что происходит дома. Однако предварительно из газет ножницами вырезались все «неблагонадежные» статьи.
Четвертая волна эмиграции в СССР последовала после Исламской революции 1979 г. Принадлежавшие к Народной партии Ирана интеллектуалы, представители среднего класса, преподаватели университетов потянулись в СССР. По сравнению с более ранними мигрантами, их приняли значительно лучше. Но тоже быстренько «распределили» по стране: кого-то отправили в Минск, кого-то в Ташкент, кого-то в различные города среднеазиатских республик. И, разумеется, их прежние представления о жизни в СССР заметно расходились с действительностью. Недаром стихи многих иранских поэтов в СССР того времени пропитаны горечью разочарования.
Сиявуш Касраи – поэт, писатель и политический активист, коммунист, член Народной партии Ирана («Хезбе-Туде»). Касраи принадлежал к «четвертой волне» эмигрантов из Ирана в СССР. Он покинул Иран после Исламской революции, и некоторое время прожил в Москве. После распада Советского Союза переехал в Вену, где и скончался.
«Советские иранцы» не знали, плакать им или радоваться, после краха советской системы и распада СССР в 1990-е годы. С одной стороны, они надеялись на нормализацию жизни, а многие воспользовались возможностью уехать из Советского Союза на Запад. С другой стороны, для большинства это означало уничтожение самого дорогого их сердцу – ведь то, во что они вложили всю жизнь и всю душу, доказало свою несостоятельность.

«Жизнь – это вечный огонь, не имеющий начала и конца».
Стихи: Сиявуш Касраи
Каллиграфия: Javad Bakhtiary
Посты на похожие темы:
Мирза Кучек-хан и Персидская Советская Республика
Эта статья написана не мной, но поскольку речь в ней идет об исторических фактах, связанных с взаимоотношениями Ирана и России и отношением некоторых иранцев к СССР, привожу ее тут, чтобы вы могли получить представление о том, как оценивают данный вопрос иранские историки, когда говорят об СССР.
---
Первая волна мигрантов, иранцев-большевиков, членов Народной партии Ирана («Хезбе-Туде»), бежала в Россию в поисках политического убежища, как только произошла большевистская революция, еще при В. И. Ленине. Эти люди были идеалистами, беспрекословно верившими в ленинские идеи. Как ни странно, многие поначалу прижились в коммунистической России. Возможно, потому, что в те первые годы жизнь там соответствовала их представлениям о «пути к коммунизму».
Но так продолжалось недолго. Увы, сталинские репрессии не пощадили иранцев, проживавших в те годы в СССР – многие погибли в лагерях ГУЛАГА или были подвергнуты пыткам и казнены «за шпионаж». У большинства не осталось даже могил.

Позднее, после жизни в Таджикистане и Иране, Ата переехал в Торонто, где он скончался несколько лет назад. С ним делали множество интервью, про него писали статьи и снимали документальные фильмы. Он стал своеобразным символом иранцев в советском ГУЛАГе.
Существует также книга под названием «Дом дяди Иосифа», написанная Атабаком Фатуллазаде. Подробно анализируя ситуацию в СССР в те годы, автор критикует слепую веру Народной партии Ирана в коммунизм.

Когда сталинская эпоха подошла к концу, в СССР стали переезжать группы иранских интеллектуалов (вторая и третья волны миграции). Как правило, это были члены Народной партии Ирана («Хезбе-Туде»), запрещенной в Иране. В СССР приезжали учиться, «перенимать опыт» коммунистической системы, приобщаться к искусству (одна из известных в те времена иранских балерин училась балету именно там). Интересно, что после знаменитого выступления Никиты Хрущева, обличавшего несправедливые приговоры сталинских времен, иранцы-коммунисты не пожелали поверить в правдивость его слов. Они бежали в Советский Союз, считая его своей Меккой, «колыбелью социализма» и царством справедливости.
Тем сильнее было их разочарование. Но для многих одним разочарованием дело не ограничилось.
Не у всех искавших убежища иранцев была возможность попасть в СССР законным образом. Многие переходили границу неподалеку от Тебриза. Это грозило допросами и тюремными сроками, хотя к мигрантам этой волны относились мягче. Но новая родина требовала полного самопожертвования: незаконно перешедших границу иранцев посылали работать в Алма-Ату, Ашхабад, на угольные шахты и другие вредные производства. Жизнь мигрантов была очень тяжела и проходила под зорким оком КГБ. Те, кого не губили тяготы жизни в чужой стране, впадали в депрессию, порой и кончали с собой.
Наиболее ярким представителям Народной партии Ирана все же удалось обратиться к Хрущеву с просьбой дать им возможность вести партийные собрания, где присутствовали бы только иранцы. Но, разумеется, всякий раз на собраниях сидел и русский «товарищ»-соглядатай. Иранцам ответили согласием, когда те попросили о возможности получать «родные» газеты на фарси, чтобы знать, что происходит дома. Однако предварительно из газет ножницами вырезались все «неблагонадежные» статьи.
Четвертая волна эмиграции в СССР последовала после Исламской революции 1979 г. Принадлежавшие к Народной партии Ирана интеллектуалы, представители среднего класса, преподаватели университетов потянулись в СССР. По сравнению с более ранними мигрантами, их приняли значительно лучше. Но тоже быстренько «распределили» по стране: кого-то отправили в Минск, кого-то в Ташкент, кого-то в различные города среднеазиатских республик. И, разумеется, их прежние представления о жизни в СССР заметно расходились с действительностью. Недаром стихи многих иранских поэтов в СССР того времени пропитаны горечью разочарования.

«Советские иранцы» не знали, плакать им или радоваться, после краха советской системы и распада СССР в 1990-е годы. С одной стороны, они надеялись на нормализацию жизни, а многие воспользовались возможностью уехать из Советского Союза на Запад. С другой стороны, для большинства это означало уничтожение самого дорогого их сердцу – ведь то, во что они вложили всю жизнь и всю душу, доказало свою несостоятельность.

«Жизнь – это вечный огонь, не имеющий начала и конца».
Стихи: Сиявуш Касраи
Каллиграфия: Javad Bakhtiary
Посты на похожие темы:
Мирза Кучек-хан и Персидская Советская Республика
Comments
Разве кто-то может доказать, что это не было правдой? Были ли основания у тех, кто обвинил его в этом? Может быть, не было...
К нелегально переходящим границу иностранцам и не могли относиться по-другому. В любой стране. И не контролировать, чем они тут занимаются, было бы странно.
Интересно бы узнать, в каких условиях они здесь жили. Ким Филби, разведчик из "Кембриджской пятерки", был в шоке, когда его поселили не в частном доме, а в квартире, хотя жилье было в центре Москвы, суперпрестижном месте и более чем благоустроенное. Кому щи пусты, кому жемчуг мелок...
Хрущёв, мягко говоря, нагло врал. Сейчас документы, касающиеся репрессий, есть в свободном доступе, их неоднократно публиковали в книгах. При желании можно найти и статистику конкретно по иранцам. Один срок сразу после другого... пахнет Солженицыным. А этот деятель врал еще и не так.
В СССР вообще относились к иностранцам более чем лояльно. Своего могли не принять в институт или на работу, но отказать национальному кадру - никогда!
Вот хорошая книга о сталинском времени: http://stalinism.ru/elektronnaya-biblioteka/velikiy-obolgannyiy-vozhd-lozh-i-pravda-o-staline.html?showall=&limitstart=
Иосиф Виссарионович часто излишнюю гуманность проявлял...
Edited at 2015-04-11 04:32 pm (UTC)
سازمان اطلاعات و امنیت کشور
Только иранцы оказались намного мудрее русских. У нас до сих пор ужасные преступления сталинизма не осуждены должным образом, а зачастую и представляются доблестью!
В результате в начале XX века путь к социальной справедливости разделился на две ветви, и левая ветвь в конце XX века стала тупиковой. Теоретик коммунизма К.Маркс обосновал учение о классовой борьбе и направил трудящиеся массы по левому пути, по которому пошли Ленин, Сталин, Мао, Пол Пот, Чаушеску и другие, опираясь на диктатуру пролетариата, которая оставила после себя многомиллионные жертвы среди творчески мыслящих людей.
А теоретиком другой ветви в 1911 году стал Теодор Рузвельт, который предложил строить в США вместо дикого капитализма социально-ответственное капиталистическое прогрессивное общество. Позднее это движение преобразовалось в демократическое, которое охватило страны Европы и другие регионы мира. Подробнее здесь http://progress2013.livejournal.com/13576.html
Главные доводы либерасов о прогрессивности капитализма разрушились в прах, поскольку именно капитализм обеспечил нынешнее состояние дел: 1 млдр в неоплатных долгах, 6 миллиардов в беспросветной нищете, 400 млн под бомбежкой, 1 млрд в голоде. Но устойчивое развитие требует дальнейших усилий по сокращению населения планеты на порядки, разрушения человека и человечества. Осуществив 2 мировых войны, капитал готовит Третью.
Несмотря на подлую измену руководства КПСС при безучастном отношении рядовых членов КПСС, что является неслыханным позором для носителей коммунистических идей, именно человеконенавистнические действия вырождающегося капитализма ставят коммунизм и коммунистической движение на повестку дня как единственную разумную альтернативу озверевшим сверхчеловечкам.
Удивляет одно, что народу, по идее пострадавшей от сталинских репрессий стороне, всё время настойчиво объясняют, как им было тяжело, как много они пережили, как сильно пострадали. Но любой настоящий, а не пропагандистский, опрос показывает, что Сталина положительно оценивают 2/3 жителей России. Почему? Всё очень просто, тогда из руин гражданской войны поднялась новая прекрасная страна — страна рабочих и крестьян. Человек труда был хозяином своей Родины. И это в том числе привлекало иранцев. Для рабочих строились дворцы культуры, санатории, школы, больницы, детские сады, отдельные квартиры. А в царской России даже жизнь рабочего не страховалась, потому что к ним, как и к крестьянам, относились как к насекомым.
В общем ужасы ГУЛАГа сегодня не впечатляют большинство жителей России, так как они видели ужасы 90-х и постояли на краю гибели в начале нулевых. А теперь, когда маски сброшены, и всю тоже лицо врага ещё вчера считавшееся дружеским снова смотрит на нас, происходит закономерная переоценка антисталинской и антисоветской перестроично-ельцинской пропаганды. Точнее, она уже произошла.
Неужели необходимо заново пережить этот ад, прочувствовать на своей шкуре, чтобы понять, что это больше не должно повториться никогда? Разумом не постичь, нужно обязательно пройти все заново?
Думаю, иранцы, для которых SAVAK совсем недавняя история, а не похожая на страшную, но старую сказку, это понимают намного лучше.