Реза Саджади (sajjadi) wrote,
Реза Саджади
sajjadi

Category:

Хаммам - персидская баня

Те из читателей, кто побывал в Иране, наверняка посещали и исторические персидские хаммамы (бани), ныне превращенные в музеи. Особенно интересны они в Кашане, Ширазе и Кермане. И на этот раз мне хотелось бы подробнее рассказать о конструкции наших хаммамов и связанных с ними традициях. Обратите внимание, что по-персидски хаммам также называют «гармабе» (горячая вода).

Еще до появления Ислама, когда Иран был зороастрийским, чистота тела считалась очень важной с религиозной точки зрения. К примеру, во время специальных зороастрийских церемоний участники проводили особые омовения и одевали белые одежды - практически стерильные, редкость для тех времен. Также у зороастрийцев было принято перед молитвой умывать лицо и руки, в специально отведенных для этого местах. Такое омовение и место для него называли «падьяв». По мнению лингвистов, именно от слова «падьяв» происходит французское «pasio», то есть патио - дворик с фонтаном или небольшим бассейном посередине.

Разумеется, с принятием Ислама омовение стало играть еще более важную роль в социальной и религиозной жизни общества. Теперь место «падьявов» заняли «вузу-хане». У мусульман принято два вида омовения. «Вуду» («вузу») - более простой вариант, обязательный перед чтением намаза, то есть несколько раз в день. В этом случае омывают только лицо, руки до локтя, ноги до колен. Однако в определенных случаях мусульманам предписывается совершать «гусль» - полное омовение, с головы до ног, путем полного погружения в воду или мытья всех частей тела в определенном порядке. Гусль необходим после различного рода осквернений, тяжелой болезни, трудной дороги и т. п. Разумеется, на такое омовение требуется заметно больше времени, чем на «вуду».

Неудивительно, что большинство старинных хаммамов в Персии, которые мы видим сегодня, выстроены рядом с мечетями: например, бани Вакиль рядом с мечетью Вакиль (Шираз) или бани Гандж-Али-хана, неподалеку от мечети в одноименном комплексе в Кермане. Там верующие могли и провести нужное омовение, и прочитать молитвы.

Церемонии в хаммамах
Культура иранских хаммамов постепенно распространилась и в Османской империи, встречалась и в некоторых частях Африки. Она тесно переплетена с иранской историей и за столетия стала неотъемлемой частью жизни иранцев. Неудивительно, что с ней связано множество церемоний. Так, посещение бани губернатором обставлялось со всей возможной пышностью и сопровождалось шествием. С такими же почестями встречали и главного муллу.

Красивая традиция связана со свадьбой (в Иране это торжество сопровождается множеством интересных обычаев). Хаммам «арендовали» в последний день, который девушка должна была провести в доме отца, и приводили туда невесту. Ее украшали, одевали и обязательно смазывали ее ладони и ступни хной на счастье - эту церемонию называют «ханабандан». Хну наносили на ладони и другие участницы. Сегодня принято лишь капать чуть-чуть хны на ладонь во время домашней церемонии – традиция заметно упростилась. Жених готовился в другом хаммаме: также мылся, причесывался, одевался и страшно волновался. :)

Хаммам был не просто баней, а местом, где люди встречались, общались, обменивались новостями. Для женщин он служил косметическим салоном и парикмахерской одновременно. Для мужчин там работали брадобреи. Врачи, по понятным причинам, предпочитали проводить такую лечебную процедуру, как кровопускание («хеджамат»), именно в хаммамах.

В иранских общественных банях происходили и знаковые политические события. К таковым относится убийство визиря (премьер-министра) при Насреддин-шахе, Амир-Кабира. Амир-Кабир (1807-1852) - видный политический деятель, в короткий срок провел важнейшие для страны реформы. Он привел в порядок хаотичную административную систему Ирана, открыл первый светский университет европейского типа, способствовал развитию международной торговли и сокращению влияния иностранных держав на дела Персии. Увы, поскольку его реформы заметно сузили полномочия властной элиты, Амир-Кабир нажил немало врагов при дворе. В результате заговора, с участием матери Насреддин-шаха, Амир-Кабира приговорили к смертной казни. Цирюльник вскрыл вены визирю - это произошло в хаммаме знаменитого сада Фин, в городе Кашан. Отмечу, что сегодня Амир-Кабира почитают как народного героя, лучшего политика времен Каджаров, и он очень любим в Иране.


Сегодня хаммамов, подобных старинным, практически не осталось. Появление водопровода и душа в каждом доме неизбежно должно было разрушить старинную культуру бань. Немногие имеющиеся в Тегеране «гармабе» - скорее бюджетный вариант для путешественников, с душевыми кабинками, и не более того. Большинство старинных бань уже снесли или они сами пришли в негодность.

Устройство хаммама
Хаммам мог делиться на женскую и мужскую части, либо же время его использования делили на «женское» и «мужское». В конструкции хаммама все рассчитано на то, чтобы поддерживать тепло при помощи традиционных технологий. Хотя использовались различные варианты, чаще всего баня делилась на две части: «сарбине» и «гарм-хане».

«Сарбине» - наиболее комфортная и красиво декорированная часть хаммама (и именно в «сарбине» большинство туристов фотографируются сегодня, посещая бани-музеи). Там новые посетители переодевались, а пришедшие ранее сменяли банные «лонги» (см. ниже) на уличную одежду. Кроме того, в «сарбине» можно было отдохнуть после бани, покурить кальян, пообщаться, обменяться последними сплетнями... В этой части хаммама обычно также располагался небольшой фонтан.

Из «сарбине» в «гарм-хане» ведет длинный коридор с множеством острых углов (это сделано для удержания тепла).

«Гарм-хане» («горячая комната») отличается скромностью обстановки, украшений там немного. Это обширное помещение, чтобы люди, используя мыла, мочалки и ведра с горячей водой могли хорошенько обмыть тело, не мешая друг другу. Сам глубокий и широкий мраморный бассейн («хазине») обычно располагается в стороне, порой в отдельном помещении. Иногда бассейнов два - в одном вода не слишком горячая, но и не слишком холодная (сначала погружаются туда), а во втором - уже совсем горячо. В общем горячем бассейне расслаблялись уже после основательной помывки.

Интересно устройство куполообразных потолков в «гармхане»: круглые «стекла» на деле представляют собой подобие выгнутых линз-«фонарей». Таким образом, солнечный свет, проходя через стекла, концентрируется, и еще сильнее нагревает воздух в бане, а не просто освещает помещение. К тому же, через такие «окна» невозможно рассмотреть ничего внутри. А для восточных городов, где большинство крыш плоские и соединены между собой - это важный момент.

Воду для бассейна грели в специальном помещении-бойлерной (под названием «тун»), в медном чане. «Тун» прилегал к баням сбоку. Очаг топили сухими ветками или высушенным навозом. Нагретая вода поступала в бассейн по керамическим трубам, дым из очага шел на подогрев полов в хаммаме, а поднимавшийся из чана пар - направлялся для нагревания воздуха в «гарм-хане».

В «гарм-хане» предусмотрены и стоки для воды - когда канализация и ванные стали доступны всем, эту деталь перенесли и в архитектуру городских квартир. В иранских городских квартирах такие стоки устроены в полах кухонь и ванных комнатах: можно поливать кафельные полы из шланга с водой, не рискуя при этом залить соседей.

Возникает логичный вопрос: откуда же брали так много воды для бань? С помощью особой системы труб хаммам соединялся с одним из многочисленных ганатов (или каризов) - подземных каналов, древней системе для орошения полей, проходившей через весь Иран. Кстати, именно по этой причине хаммамы обычно строились чуть ниже уровня земли.

Интересно, что в качестве скрепляющего материала при строительстве бань использовался «сарудж» - изобретенное в древности в Иране подобие цемента, состоявшее из извести, глины и яичных белков. Для повышения водостойкости туда добавляли, к примеру, волокна растений, солому, волос, птичьи перья и пепел. Этот материал, использовавшийся исключительно в Персии, идеален для сооружений, соприкасающихся с водой. До сих пор в Иране находят древние дамбы, мосты и хаммамы, превосходно сохранившиеся благодаря крепости «саруджа».

Принадлежности хаммама
«Лиф» - мочалка, связанная из шерсти или растительных стеблей.

«Кисе» - подобие мочалки, но в виде жесткой варежки, которую одевали на руку. С ее помощью с тела снимали отмершие чешуйки кожи при помощи «сефидаба»

«Сефидаб» («рушур») - небольшими кусочками этой субстанции натирали «кисе» перед использованием. Сефидаб делают из белой глины и спинного мозга некоторых животных. В старину туда также добавлялись свинцовые белила, но нынче ядовитый свинец заменили на алоэ-вера. Перед использованием жесткие куски сефидаба кладут в воду, там он размягчается, и уже потом его наносят на «кисе». Сефидаб позволяет легко снять верхний слой отмерших чешуек кожи (их называют «черк» - «черный, грязный»). Кожа, натертая таким составом, который затем смывается, становится белой и гладкой, как у младенца.

«Санге-па» («камень для ног») - пемза, обычно темного цвета из вулканических пород. Особенно известна пемза из Казвина. На фарси есть любопытное выражение для обозначения наглого, бесстыдного человека: «Да у него не лицо, а пемза из Казвина!».


Мыло использовалось не только для мытья тела. Варили специальное, природное мыло для волос. Приверженцы традиций в Иране до сих пор не приемлют «химические» шампуни и пользуются только таким мылом.

Отмечу, что все вышеперечисленные принадлежности по-прежнему активно используются иранцами: не только в банях, но и в собственных городских ванных.

«Лонг» - широкий кусок ткани (обычно темно-красной, с красивой каймой). Лонг использовался мужчинами по завершении купания: один обвязывали вокруг бедер, другой накидывали сверху. Любопытно, что орнамент, традиционный для лонга, стал в последнее время популярен у кутюрье и иранских модников.

Конечно, женщинам для наведения красоты требовалось куда больше всяких хитростей. Выше уже говорилось, что хаммам для них служил своего рода косметическим салоном. Тут натирали руки хной и наносили макияж. Для этого требовались:

«Сорме» (сурьма) - порошок сурьмяного блеска, для подведения глаз, известный и в России. Сурьма настолько важна для персиянок, что сложилась целая культура по изготовлению чудесных флаконов с ней для модниц.

Конечно, я не рекомендую делать сурьму в домашних условиях, но существует простой рецепт: поджечь миндальный орех, поддерживая высоко над дымом медную пластинку. Копоть, которая осядет на медную поверхность, останется лишь аккуратно собрать в сосуд - она будет обладать всеми свойствами «сорме».

«Хана» (хна) - краска из высушенных листьев лавсонии - чрезвычайно популярна и сегодня. В Иране ее традиционно использовали для того, чтобы красить волосы, а также для сплошного окрашивания кистей рук и ступней ног. Считалось, что такая процедура полезна для здоровья. В России многие знают об узорах из хны на руках и ногах («мехенди») - однако это скорее индийский обычай, мало знакомый иранцам. Отмечу также, что настоящая природная хна из Ирана не похожа на встречающиеся в России пакетики с ней, в которых много химикатов. Она на сто процентов натуральна и представляет собой мягкий порошок, который продают в мешочках по 1 кг. Дамы, не упустите возможность приобрести лучшую хну, если как-нибудь попадете в Йезд!

«Сорхаб» («красная вода») - румяна, с чьей помощью красили не только щеки, но и губы.

«Васме» - порошок, изготавливавшийся из вайды красильной. Он давал синий цвет и с его помощью красили брови. Сейчас данный обычай вышел из моды, поэтому не спрашивайте меня, зачем это делали! :)

Кто работал в хаммаме
«Хаммами» (владелец бани) - бани открывали религиозные люди, для которых содержание хаммама, как правило, не было основным занятием. Поэтому они могли позволить себе, например, не брать денег с тех, кому по религиозным причинам необходимо было сделать «гусль» (полное омовение). Для окрестных семей баня тоже нередко была бесплатной. Но в конце года каждая из таких семей считала своим долгом поделиться с «хаммами» определенной частью своего урожая. Разумеется, если баня использовалась для церемоний, предсвадебной подготовки и т. п., участники щедро оплачивали подобную услугу.

Владельцы хаммамов ориентировались на традиционный образ жизни своих клиентов. Поэтому топить хаммам начинали очень рано, в 4-5 утра.

Верующих призывали мыться звуками особой трубы под названием «буге-хаммам». Посетители бань приступали к работе после утренней молитвы и завтрака, где-то в 6 утра. В полдень или в час дня обедали, после чего позволяли себе часок поспать. Но только часок - вслед за отдыхом вновь следовал напряженный рабочий день.

«Даллак» (банщик) - при использовании «сефидаба», для снятия отмершего слоя кожи, без помощи банщика было не обойтись: кто-то должен был и спину натереть.

«Моштмальчи» (массажист) - в бане нередко делали массаж, называя его «мошт-о-маль» (то есть, «битье и разминание»).


«Тунтаб» (истопник) - этот человек отвечал за нагревание воды в «туне», поддержание огня, прочистку очага и т.п.

«Падо» - В бане требовалось множество мелких услуг: принести или отнести одежду, мыло, мочалку, почистить обувь, пока ее хозяин моется, приготовить и подать сухие «лонги» - всем этим и занимался «падо».

Надеюсь, данный материал поможет вам лучше понять, как и почему были устроены наши бани – и получить больше удовольствия от их осмотра в случае поездки в Иран.


Со своей стороны, хочу добавить, что меня всегда поражала и интересовала русская баня: особенно процедура массажа веником и то, что некоторые посетители бань храбро прыгают в снег или полынью прямо из горячей парилки! Ваши традиции не менее интересны, чем наши.

Tags: История Ирана, Окно в Иран, Традиции и обряды иранцев
Subscribe

Posts from This Journal “Традиции и обряды иранцев” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →