Реза Саджади (sajjadi) wrote,
Реза Саджади
sajjadi

Category:

14 октября в 12.00 Пехлеваны Зурхане в Москве!


Дорогие друзья,

Как все вы, наверно, знаете, одной из характерных черт иранских культур и цивилизации является культ богатыря. Сквозь тысячелетия пронёс его народ Ирана и сохранил до наших дней, что хорошо видно по успеху иранских спортсменов в тех олимпийских видах спорта, в которых востребованы богатыри. Богатырь в иранском понимании и в иранской традиции - не просто силач, а человек, могучий телом и благородный духом. Богатырь на фарси называется Пехлеван. Пехлеваном, точнее - «Джахан-Пехлеваном», был легендарный Рустам из "Шах-Наме". Тот же титул носил и наш знаменитый современник олимпийский чемпион 1956 г., чемпион мира 1959 и 1961 гг. - Голамреза Тахти.

Но пехлеваны не возникают случайно и ниоткуда, они - воспитываются и взращиваются, тренируются благодаря национальной древней спортивной и борцовской традиции - Варзеше-Пехлевани (по-персидски «спорт богатырей», также называемый как «Варзеше-Бастани» («спорт древности») или Варзеше-Зурхане («спорт дома силы»). Часто его называют просто Зурхане, по названию зала, в котором тренируются спортсмены.


Корни этого спорта уходят, как минимум, во времена древней Парфии (132г. до н.э. – 226г. н.э.) с её Академиями физической подготовки, выращивавшими воинов, готовых бороться со враждебными Ирану иноземцами (по своему предназначению этот спорт был аналогичен корейским, японским и китайским боевым искусствам). Многие из таких пехлеванов не раз восставали против вторгавшихся в страну греков, арабов или монголов на протяжении всей истории Ирана.

За прошедшие века спорт Зурхане неустанно обогащался различными компонентами моральных, этических, философских и мистических ценностей иранской цивилизации. В результате Варзеше-Пехлевани превратился в уникальную систему, включившую в себя духовные богатства суфизма и присущий иранскому духу героизм.
Особое внимание Зурхане уделяет духовной и моральной чистоте – участники соревнований должны быть честны, искренни и иметь добрый нрав. Обучающиеся в такого рода Академии получают звание «пехлеван» (богатырь).

Современный Варзеше-Бастани обрёл свою форму в XIX в. во времена правления Насреддин-Шаха из династии Каджаров (1848 – 1896 гг.). Спортивные представления, вдохновлённые персидскими мифами и легендами, устраивались при шахском дворе ежегодно в дни Новруза.

В наше время существует и Международная Спортивная Федерация Зурхане, в рамках которой по всему миру проходят международные соревнования «пехлеванов».

Зурхане, или «дом силы», представляют собой крытые сооружения, с единственным отверстием в крыше, и восьмиугольной или круглой «ямой» («гоуд») в центре. Вокруг «гоуда» расположены места для зрителей, музыкантов и самих спортсменов.

Ритуалы Варзеше-Бастани имитируют практики и традиции суфийских орденов, о чём говорят и используемые термины: «муршед» («мастер» - он бьёт в барабан и цитирует строки из стихов), «пиш-кесват» («лидер»), «тадж» («корона») или «факр» («бедность»). Этические правила зурхане так же подобны суфийским идеалам, согласно которым, самое главное – обладать чистым сердцем. Каждая тренировка начинается с благочестивых похвал в адрес Пророка Мухаммеда и его рода. Хотя в менее религиозных зурхане этот элемент заменяют пересказом иранских мифов и легенд (например, из «Шах-Наме»).


Основная часть тренировок Варзеше-Бастани посвящена ритмической гимнастике,


с обязательным использованием пары деревянных дубинок («миль»),


металлических щитов («санг»)


и железных гирь в форме боевого лука («каман»).

Упражнения также включают акробатические элементы: суфийское кружение и жонглирование.
Заканчивается тренировка борьбой (пока один спортсмен не положит другого на обе лопатки) – ее называют «Кошти-Пехлевани».







Существуют различные ранги мастеров, наивысшим из которых является «Джахан-Пехлеван» («Мировой богатырь») – самый высокий ранг, существовавший в иранской армии до прихода Ислама. Как я писал уже выше титул этот носили Рустам и Голамреза Тахти. «Джахан Пехлеван» Тахти зпобеждал в турнирах «Браслет пехлевана» в 1957, 1958 и 1959 гг. (выступления с парой лёгких «миль»).

Ещё один ранг – «Пехлеване-Бозорг», или «Бозорг Пехлеван», буквально «Великий богатырь», что примерно соответствует Великому мастеру единоборств в восточно-азиатских боевых искусствах. Лишь немногим пехлеванам удавалось получить этот титул. Двое из них: Пурья-йе-Вали (ок. 1300 г.), который также являлся известным поэтом и мистиком (ну он же был не только богатырь, но и иранец, а в Иране, как гласит народная пословица, 9 человек из 10 стихи сочиняют, а десятый - декламирует то, что пишут остальные девять :), и Хадж Сейед Хасан Разаз (1853 – 1941 гг.).

Зурхане – не просто место для занятий спортом. “Дом силы” больше похож на своеобразный мужской клуб, способствующий физическому и духовному совершенствованию своих посетителей.

Каждая деталь устройства зурханэ, весь распорядок упражнений призваны очищать и облагораживать душу человека, воспитывать чувство собственного достоинства и скромности, развивать мужество и стойкость. Так, вход в зурханэ представляет собой небольшую дверку, проходя через которую всякий наклоняет голову в знак скромности. Перед входом в зал атлеты надевают традиционную форму. Одеяние однотипно и чрезвычайно просто: либо простая напоясная повязка (“лонг”), либо штаны неизменного старинного покроя. Здесь богатый и бедный становятся равными, членами единого братства. Только долгий опыт или блестящие успехи в искусстве зурханэ приносят членам этого братства некоторые привилегии.

Само место для упражнений (“говд”) представляет собой восьмиугольник, ниже уровня пола в зале, что также напоминает спортсменам о важности скромности в постижении мастерства. Входя и выходя из говда, атлет, наклонясь, касается пальцами земли и затем целует их, проявляя тем самым глубокое почтение к этому месту.

Гимнастические снаряды, используемые в зурханэ, также являются символами или реликтами древних битв. Таковы, например, mil - булава, sang – щит, kabbade – лук и стрелы, takhte-ye shina – меч. Движения напоминают действия воина, пытающегося пробить шеренгу вражеских воинов.

Колокол ЗАНГ, которым оперирует мастер МОРШЕД, напоминает старинный шлем. Моршед сидит на возвышении (sardam) по отношению к другим участникам и руководит их действиями, играя на большом барабане зарбе, иногда стуча в занг.
Занимаются в зурхане люди самых разных возрастов и уровня физической подготовки.

Новички обычно стоят лицом к мастеру, опытные гимнасты могут вообще не смотреть на него, так как руководство упражнениями осуществляется при помощи звука. Мастер начинает играть на зарбе, созывая атлетов в говд, исполняя при этом канонические напевы с наставлениями о морали и высокой этике общения с друзьями и врагами. Один из атлетов, miandar, становится в центре, а располагающиеся вокруг него товарищи повторяют его движения. Моршед выбирает ритмы в соответствии с движениями миандара. Смена движений обозначается моршедом ударом в колокол. При помощи колокола привлекается также внимание зрителей к особо удачно выполненным элементам, или к участнику, заслуживающему одобрения членов клуба. Во время занятий может выкликаться имя Пророка Мохаммада или возгласы благословительного характера. Занг сопровождает также вход атлетов в говд и уход их с площадки.

Силачи-пахлаваны, тренирующиеся в зурханэ, ещё совсем недавно выступали на городских и деревенских площадях, разыгрывая сцены из Шах-Намэ и демонстрируя свою ловкость и физическую мощь. Эти выступления сопровождались как народными песнями, так и музыкой, построенной на системе дастгахов. Поскольку в основе этих театрализованных сказаний лежали обычно классические поэтические тексты, то и распевались они с соблюдением правил классической музыки.


Рад сообщить, что уже завтра в полдень, в субботу, 14 октября 2017 г. у моих читателей из Москвы и гостей столицы будет возможность воочию увидеть выступление иранских пахлаванов! Приезд группы состоялся при содействии Культурной организации "Фердоуси" (директор Мейсам Мовахед Фард).

Состав группы:
Али Момэни Могадам – моршед. Моршед (“мастер”) руководит всей последовательностью действий при помощи пения и игры на барабане (“зарб”), возносит молитвы, распевает стихи и отрывки из эпических произведений. Ритмы он выбирает в соответствиями с движениями “миандара”, одного из атлетов, который становится в центр круга и чьи движения повторяют остальные. Моршед также звонит в особый колокол в виде боевого шлема (“занг”). Каждый удар обозначает смену движений пахлаванов. Удар колокола также привлекает внимание зрителей к особо удачно выполненному элементу или к атлету, чьё выступление заслуживает похвалы.

Эхсан Хадади - кабадэ (металлический лук);
Сина Норузи - миль (булава);
Эхсан Реисольмохадэсин - чарх (вращение)
Руководитель и тренер группы - Фархад Толукиян

Когда: 14 октября 2017 г. (суббота), в 12:00
Где: Большой зал Физкультурно-оздоровительного комплекса «Марьина роща» (ул. 3-я Марьиной рощи, д.8, метро “Марьина роща”).
Условия посещения:
На встречу будут допущены только те, кто до 9-ти утра 14 октября успеет записаться у Маргариты Ивановны Каратыгиной по телефону: +7 926 213 3785 или прислав свою фамилию на электронный адрес: mkaratygina@inbox.ru;
В зал нельзя входить в уличной обуви: обязательно захватите сменную обувь или бахилы.


Tags: Мероприятия, Объявления, Окно в Иран, Приглашение, Спорт в Иране
Subscribe

Posts from This Journal “Спорт в Иране” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments