Реза Саджади (sajjadi) wrote,
Реза Саджади
sajjadi

Categories:

Персидская каллиграфия: почерки и история


Насталик


Хатт-Нагаши

Следует отметить, что некое подобие каллиграфии существовало в Иране еще в доисламскую, зороастрийскую эпоху. Однако именно после принятия Ислама персы оказали неоценимое влияние на исламскую каллиграфию, используя уже существовавшие у арабов почерки и изобретая новые, свои собственные. Причем развивал каллиграфию не только Иран, но и страны, некогда подвластные Персии – Афганистан, Средняя Азия, Пакистан и даже Индия.


 КУФИ, НАСХ и СУЛЬС
Три вышеназванных почерка являются основными почерками традиционной арабской каллиграфии. КУФИ - самый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Тяготеет к прямым линиям, четким геометрическим формам. Господствовал до XII в. И сегодня он канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана. НАСХ («переписка»), строгий горизонтальный почерк, использовался, как следует из названия, для переписки текста Корана и хадисов. СУЛЬС («одна треть») включает криволинейные и прямолинейные элементы, которые соотносятся в пропорции 1/3, что придает почерку особую гибкость.
Знакомство иранцев с исламской каллиграфией началось с этих трех почерков. В стране особое распространение получили школы «насха» и «сульса», поскольку именно они использовались в архитектуре: для украшения мечетей и священных для мусульман зданий.


Куфи



Насх



Сульс
 

ТАЛИК

Творчески перерабатывая арабские почерки, иранцы разработали свой, особый вариант «насха» - ТАЛИК («скорописный» или «быстрый в исполнении»). «Талик» отличался большим числом закругленных, как бы природных линий, в отличии от жестких, геометризованных арабских почерков. Важно отметить, что в арабской культуре каллиграфия, в основном, использовалась в религиозных целях. Персы же, помимо всего остального, так составляли официальные, административные документы – отсюда и потребность в «скорописи».


Талик



Талик

 
НАСТАЛИК
В период владычества Тимуридов (сер. XV в.) знаменитый каллигграф Мир Али Табризи предложил совершенно новый, также скорописный почерк, с тех пор ставший одним из ведущих в Иране – НАСТАЛИК. Как легко догадаться, получился он путем соединения «насха» с «таликом». Очень многие быстро переняли него: особенно часто «насталиком» писали книги и поэтические сборники, любовные письма и административные предписания. До сих пор стихи Хафиза, Саади, Руми и других знаменитых поэтов издают именно с использованием «насталика» . Он действительно очень красив, и недаром заслужил звание «невесты исламских почерков».
Следует также упомянуть, что «насталик» подвергся серьезным изменениям при Мир Эмаде, во времена Шаха Аббаса (нач. XVII в.). Именно переработанный им почерк используется иранцами и сегодня, по прошествии 400 лет. Кроме того, «насталик» очень популярен в Средней Азии, Пакистане и Индии.


Насталик



Насталик



Насталик



Насталик



Насталик



Насталик


ШЕКАСТЕ НАСТАЛИК
В конце XVII в., Мортеза Голи-хан Шамлу (правитель Герата, в то время входившего в состав Персии) изобрел новый почерк – ШЕКАСТЕ НАСТАЛИК («насталик-курсив» или «ломаный насталик»). Придумывать подобную инновацию его вынудила необходимость: секретари и министры попросту не справлялись с потоком документов, поскольку на запись привычным «насталиком» требовалось слишком много времени. Нужен был почерк, позволявший писать быстрее – и Голи-хан нашел решение.


Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик



Шекасте Насталик


ПЕЧАТНАЯ КАЛЛИГРАФИЯ и СИЙЯХ-МАШХ
В эпоху Каджаров (XIX в.) в истории иранской каллиграфии произошел перелом. Появился печатный станок – в связи с модернизацией, каллиграфия становилась все проще, отвечая потребностям людей. Разумеется, параллельно она потеряла часть своей эстетической ценности: печатные оттиски позволяли использовать ее где угодно и писать что и как угодно.
Мирза Мохаммад Реза Калхор – составитель томов с путевыми заметками Насреддин Шаха - внес очередное изменение в «насталик»: для удобства заполнения печатной формы чернилами буквы и штрихи сделались несколько толще.
Кроме того, в это же время в каллиграфии была разработана техника СИЙЯХ-МАШХ: слова и буквы повторялись много-много раз, так, что фон каллиграфического рисунка становился черным.


Сийях-Машх



Сийях-Машх


КАЛЛИГРАФИЯ СЕГОДНЯ
В 1950-х годах было создано Общество иранских каллиграфов, что вдохнуло новую жизнь в древнее искусство. Кроме того, в 1960-х – 1970-х годах в Иране начала развиваться рекламная индустрия – нужны были логотипы, сочетания букв и рисунков, и иранцы вновь обратились к каллиграфии. С тех пор она не теряла своей популярности. Стоит отметить, что параллельно развивались две школы «насталика»: традиционная и новая, осовремененная. Появился также самый новый из известных на сегодня почерков персидской каллиграфии – МОАЛЛА.
Сегодня в Иране широко известны имена таких мастеров каллиграфии, как Голламхоссейн Амирхани, Ятолла Габолли, Мохаммад Эхса (изобретатель сочетания элементов каллиграфии с живописью (ХАТТ-НАГАШИ или ХАТТАШИ)), Насролла Афджеи, Хоссейн Зендеруди.
Работы современных каллиграфов (в особенности в стиле «хатташи») высоко ценятся в мире и продаются с аукционов за миллионы долларов, причем основными покупателями являются западные ценители. В то же время, не менее дорогие произведения старых каллиграфов (XVII – XIX вв.) на аукционах уходят за столь же значительные суммы – но их чаще приобретают представители мусульманских стран.


Моалла



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши



Хатт-Нагаши


ТАСХИБ
Отдельно стоит рассказать об искусстве украшения текста, под названием ТАСХИБ («золочение»). В первые века Ислама арабы, а затем и персы, использовали особые узоры для украшения главной фразы Корана «Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного». Позднее украшать стали уже все слова на странице, заполняя орнаментами промежутки между строками и рамку по краю. Считалось, что слово Бога настолько свято и прекрасно, что даже пространство вокруг него на бумаге следует выделять краской с частичками золота («захаб»).
Через какое-то время «тасхиб» превратился в отдельный вид искусства: нередко, после того как каллиграф заканчивал переписку страницы Корана, за украшение рамки вокруг текста принимался мастер «тасхиба». Школы «тасхиба» популярны в Иране и по сей день.


Тасхиб 
 
Tags: Искусство Ирана, История Ирана, Окно в Иран, Фарси (персидский язык)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 189 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →