Реза Саджади (sajjadi) wrote,
Реза Саджади
sajjadi

Category:

Экскурсия по Йезду



Дорогие друзья,
Сегодня я хотел бы представить вам город, в котором сам родился и вырос – чудесный, древний Йезд. Разумеется, я могу лишь вкратце рассказать о его достопримечательностях. И одних фотографий недостаточно – я непременно советую каждому съездить туда, чтобы погрузиться в его незабываемую атмосферу.

Йезд возник еще в эпоху Сасанидов. Он расположен на краю пустыни, и его жителям не понаслышке знаком ее испепеляющий жар (лучше всего приезжать сюда зимой или ранней весной). Известность пришла к Йезду уже после арабского завоевания Ирана, когда он превратился в важную остановку на пути караванов, перевозивших ткани, шелка и ковры. Чингисхан и Тамерлан, по счастливой случайности, не тронули город, и он продолжал богатеть, оставаясь важным центром производства текстиля (именно здесь ремесленники впервые стали делать роскошную ткань «терме» - персидское изобретение). С закатом эпохи Сефевидов закатилась и звезда Йезда – город пришел в упадок. Он вновь оживился в ХХ в., с появлением первой железной дороги.
Сегодня Йезд остается центром зороастрийской общины Ирана. Древние «башни молчания», зороастрийское кладбище и храм стоят того, чтобы чуть отклониться от обычного туристического маршрута Исфахан-Шираз и погрузиться в неповторимую атмосферу этого древнего города.

Любителям архитектуры и истории:

(1) Старый город и бадгиры Йезда. Главная достопримечательность Йезда: его исторический центр с домами и оградами из глиняных кирпичей. Это – один из старейших городов на Земле, и строить тут разрешено только старинным методом: выкладывая ряд за рядом высушенных на солнце кирпичей. Бадгиры – это «естественные кондиционеры», высокие башни, построенные таким образом, чтобы горячий воздух, попадая в них сверху, охлаждался, проходя над резервуаром с холодной водой, и опускался вниз. В доме с бадгиром даже жарким иранским летом царит приятная прохлада. Побродите по лабиринту древних улочек, меж глиняных оград, в свое удовольствие – за каждым поворотом вас будет ждать открытие.








(2) Ганаты (подземные каналы). «Ганатами» (или «каризами») в Иране называют прорытые под землей каналы, по которым течет вода для орошения полей. Они же снабжают водой жителей города. Никаких машин и насосов: источник должен быть не менее 100 м глубиной, но при этом находиться значительно выше, чем то место, где воду будут собирать. Канал роют под определенным углом, сверху вниз. Время от времени над каналом выкапывают колодцы: для вентиляции и чтобы выбросить на поверхность уже вырытую землю. Ганаты в Иране роют уже 2 000 лет, и всего их в стране 50 000. Пока их на этой пустынной земле неспособна заменить никакая система ирригации. Подробнее узнать о ганатах (и спуститься в один из них) можно в Водном музее Йезда.

1 - водосборная штольня
2 - водоотводящая галерея
3 - водоприемный канал (водоем)
4 - смотровые колодцы
5 - водоносный пласт



(3) Комплекс Амир-Чахмаг. Одно из самых необычных зданий Ирана, с виду похожее на несколько рядов арок с минаретами, поставленными друг на друга – не мечеть и не мавзолей. Это «такийе», специальное сооружения для проведения ежегодного ритуала Ашуры, поминовения имама Хоссейна. Площадь и само здание носит имя Амира Чахмага, губернатора Йезда в XV в., по чьему приказу они и были построены. За фасадом прячется маленький базар. Обязательно поднимитесь на самый верхний уровень комплекса – вы будете вознаграждены великолепным видом на Йезд.



(4) Сад Доулет-Абад. Прекрасный сад, появившийся в 1750 г., служил резиденцией Карим-хана Зенда. Он примечателен красивым павильоном с резьбой и витражами, а главное – самыми высоким бадгиром Йезда (33 м).




(5) Тюрьма Александра и могила 12 имамов. Углубление во дворе сооружения под куполом XV в., по легенде, служило тюрьмой, построенной Александром Македонским. Впрочем, легенда вряд ли соответствует действительности. Тем более, что в могиле 12 шиитских имамов (нач. XI в. ), по соседству, на деле ни один из них не похоронен – просто их имена высечены на табличке.




(6) Башни молчания («дохме») и зороастрийское кладбище. Зороастрийцы верят в чистоту стихий: земли, воды, воздуха, огня – и в то, что смерть оскверняет их. А значит, умерших нельзя хоронить в земле или сжигать на костре. В зороастризме принят особый ритуал похорон: трупы оставляют под открытым небом, где птицы и дикие звери быстро обгладывают их до костей. Для того и были придуманы «башни молчания»: высокие холмы, на вершинах которых, за каменной стеной, складывали тела умерших.
Две подобных башни в окрестностях Йезда не используются по назначению с 1960-х гг., хотя местные жители все равно предпочитают держаться от них стороной. Если осилите непростой подъем, вас поразят размеры «дохме» - и великолепный вид на окрестности Йезда.
Сегодня зороастрийцы хоронят своих мертвых на обычных кладбищах (но каждую могилу заранее заливают бетоном, чтобы мертвое тело не соприкоснулось с землей) – одно из них расположено рядом с «башнями молчания».





Религиозные сооружения Йезда:

(1) Соборная мечеть Кабир. Великолепное здание XV в., с 50-метровыми минаретами, высится над Старым городом. Изразцы, каллиграфия, чудесная мозаика – все это сохранилось превосходно. Во дворе лестница ведет под землю, к старинному ганату, который теперь используется для совершения омовений.



(2) Мавзолей сейеда Рокнаддина. Голубой купол принадлежит надгробию известно исламского теолога, сейеда Рокнаддина Мохаммеда Кази.


(3) Зороастрийский храм («Атешкаде»). В этот храм съезжаются зороастрийцы со всего мира: считается, что пламя священного огня, хранящегося в храме, было зажжено в 470 г. Правда, на нынешнее место огонь был перенесен только в 1940 г. (а в Йезде он появился в 1474 г.). Вход украшен символическим изображением Ахура-Мазды: три ряда перьев на крыльях человека-птицы обозначают три добродетели, обязательных для зороастрийца: «благие мысли, благие слова, благие дела».
Священный огонь горит и в Крепости львов, к северо-востоку от Йезда, но чтобы его увидеть, необходимо получить разрешение в храме.




(4) Чак-Чак. На вершине горы, в 72 км от Йезда, расположено самое важное для иранских зороастрийцев место паломничества. Здесь, на окраине пустыни, неподалеку от скучных современных зданий, вы увидите храм огня Пире-Сабз. Он расположен на вершине скалы, откуда открывается чудесный вид. Паломники стекаются в Чак-Чак с середины по конец июня. Легенда гласит, что, после арабского вторжения в 637 г., сасанидская принцесса Никбану бежала и укрылась в этих горах. Умирая от жажды, она бросилась вниз со скал – и с тех пор из скалы капает вода («кап-кап» на фарси звучит как «чак-чак»).

 


И еще несколько разных видов Йезда:















Tags: Города Ирана, Окно в Иран, Фото Ирана
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 326 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →